Ну, вот я и открыла для себя еще один остров нашего архипелага – Боавишту. Теперь, когда я вернулась домой в Праю к обычному ритму, можно попробовать уложить впечатления и ощущения в текст.
Само название Boa Vista (или Boavista) переводится как «красивый вид». Португальские мореплаватели, вероятно, очаровывались очертаниями белоснежных берегов, встретившихся после долгих месяцев хождения в море. Однако для многих кораблей эта встреча была последней ввиду предательских течений и богатых коралловых рифов.
Остров Боавишта ближе всех расположен к африканскому континенту, всего на расстоянии 450 км. Ветер приносит на остров пески Сахары, благодаря чему на самом острове образовалась настоящая пустыня с дюнами.
Боавишта является самым засушливым островом Кабо-Верде, практически непригодным для земледелия. Долгое время единственным богатством острова являлась соль, добычу которой в XVIII-XIX веке активно вели англичане. Кстати, «столица» острова так и зовется – Sal-Rei, что в переводе с португальского означает «Соль-Король». Жизнь на острове Боавишта всегда была трудной, а с открытием безопасного порта Минделу на острове Сан-Висенте Боавишта стала приходить в полный упадок, эпидемии голода время от времени выкашивали население.
Ситуация стала меняться в 90-е годы, когда стало понятно, что постоянное лето и 55 км пляжей с белоснежным песком можно выгодно использовать для развития туризма. В это время стали строиться первые крупные отели, и жители других островов, а позднее и эмигранты с континента, стали стекаться на Боавишту в поисках работы.
Однако несмотря на потребность в рабочем и обслуживающем персонале, условий для их проживания создано не было. Первые переселенцы, не имевшие родственников на острове, вынуждены были в прямом смысле «разбивать шалаши» и селиться в них - так возник район Boa Esperança («Добрая надежда»). Сейчас в этом районе, в более давней его части, построены вполне полноценные дома, а поселенцы давно получили землю в собственность.
Однако недавно переехавшие живут в убогих жилищах, больше напоминающих сараи или палаточный лагерь. Воду они закупают канистрами неподалеку, электричество получают с 17 до 24 часов благодаря генераторам. Интересно, что оплату за свет высчитывают по количеству электроприборов в жилище – о счетчиках речи не идет. Канализация отсутствует, однако справедливости ради скажу, что она на острове в принципе отсутствует как класс – на помощь приходят ассинезаторы.
Кстати, по этой фавеле (хотя сами жители это называют «baraca» - палатка) вполне можно погулять, не опасаясь за свою безопасность. Здесь, как и в любом другом районе, идет обычная жизнь – есть бары и кафешки, салончики с парикмахерскими услугами и ногтевым сервисом, торговля одеждой и различными товарами. Много эмигрантов с континента – сенегальцев, нигерийцев, гвинейцев.
Скажу честно, в первые пару дней я была под сильным впечатлением от диссонанса между количеством больших отелей с системой «все включено» и всяческих туристических благ, с одной стороны, и почти полным отсутствием городской инфраструктуры и нищетой – с другой. То есть идешь себе по, в общем-то, центральному району – рядами выстроились разноцветные туристические постройки, покрасневшие на солнце европейцы разъезжаются группами по экскурсиям, а под ногами у тебя не то, что асфальта – даже брусчатки нет. То есть вместо дорог в большинстве случаев просто укатанная земля. И тут и там – новые стройки, пыль и заполненные мутной водой котлованы.
Я спросила у местных жителей, как так получается, что при огромных доходах от туризма (Боавишта и Сал являются основными туристическими направлениями Кабо-Верде, почти 50/50) инфраструктура острова до сих пор находится в столь плачевном состоянии. Мне объяснили, что львиная доля доходов острова оседает в центре (т.е. в столице Прае. Собственно, это и является камнем преткновения в отношениях между местным управлением и столичными властями.
А на каких красивых пляжах бывали вы? Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте - завтра мы продолжим путешествие по Боавиште!