Найти в Дзене
Когда мама педагог

Нейропсихология, или чудеса от науки

Недавно случайно посмотрела очередной бесплатный вебинар по нейропсихологии и воодушевилась. Так все здорово заявлено: вот у ребенка связи между мозговыми структурами не сформированы, а вы нашу чудо-программу пройдете за 3 месяца, - и вуаля! - ребенок бодр, весел и умен.

Только вот методы продвижения этой платной чудо-программы ..."Только сегодня! Только сейчас! Со скидкой в 75.5%! Переводите деньги мне на телефон, пока идет вебинар, и дополнительный подарок Ваш!" напомнили мне телемагазин пополам с разводом в стиле 90х и оставили странное послевкусие.

О нейропсихологии я, как специалист, конечно знаю. И фамилию А.Р.Лурия и его последователей не раз слышала во время лекций. И теория о функциональных блоках мозга признана и не требует дополнительных доказательств уже больше 50 лет. И я знаю, что свои первые практические выводы ученый делал во время Великой Отечественной войны, реабилитируя раненых солдат.

Только вот никак я не могу понять, каким образом логичная теория Лурия о 3 блоках мозга превратилась в набор упражнений из ЛФК? Может быть, коллеги подскажут, где можно почитать о том, как отбирались нейропсихологические упражнения?

Источник фото pixabay.com
Источник фото pixabay.com

И почему, несмотря на то, что причины школьной неуспеваемости и /или неадекватного поведения различные, комплекс нейропсихологических упражнений одинаков? У А.В.Семенович хотя бы есть разделение по возрастам, а вот чудо-программа с семинара подходит всем от трехлеток до подростков с любыми нарушениями развития.

У меня нет причин не доверять известным ученым, продолжателям дела А.Р.Лурия, но как маме хотелось бы защитить себя от недобросовестных последователей, а как специалисту понять механизм работы упражнений.

  • Тем не менее, идея коррекции развитие через телесно-ориентированную технологию мне крайне близка, поэтому пока денег на чудо-программы у меня нет пробую заниматься с младшей дочерью по программе А.Семенович.
А.В. Семенович -живой классик отечественной нейропсихологии
А.В. Семенович -живой классик отечественной нейропсихологии

Делаем с ней одно занятие в неделю, ежедневно (по возможности) повторяя упражнения из него, затем переходим к следующему. Пока закрепляем 5 занятие, а всего их 20. На данный момент никаких чудес не наблюдаю) Но не теряю надежды увидеть результаты позже.

Что мне нравится:

  • Задания выполняются с интересом. Усадить пятилетку за логопедическую артикуляционную гимнастику (тоже делаем по заданию логопеда) гораздо сложнее, чем уговорить сделать "зарядку с ползаньем".
  • Единая четкая и понятная система и структура занятий: дыхательное упражнение, затем глазодвигательное, потом растяжки, то самое "ползанье", а дальше вполне классические упражнения на развитие координации, ловкости (с мячом), межполушарного взаимодействия, слухового, тактильного и зрительного восприятия, чувства ритма и т.п.

Что сложно:

  • Не уверена, что по описанию правильно показываю и объясняю упражнения (поэтому видеокурс меня так и зацепил).
  • Не всегда могу оценить правильность выполнения упражнения (а я так понимаю, что важно выполнять именно правильно, а не как получится).
  • Необходимость ежедневных занятий (понимаю, что надо, но... всегда находится тысяча причин отложить на завтра).
  • Нет явных, быстрых и видимых результатов:)
Развиваем межполушарное взаимодействие: рисование прямых линий двумя руками: сначала в одном направлении, обе вниз, обе вверх, затем разнонаправленные линии, одна рука вверх, другая вниз, и наоборот.
Развиваем межполушарное взаимодействие: рисование прямых линий двумя руками: сначала в одном направлении, обе вниз, обе вверх, затем разнонаправленные линии, одна рука вверх, другая вниз, и наоборот.

Все больше прихожу к выводу, что подобный курс упражнений был бы очень кстати старшей дочери в связи с ее проблемным поведением, корявым почерком и невнимательностью при выполнении заданий. Но заставить ее выполнять что-то сверх школьных уроков невероятно сложно, да и готового комплекса для 9-леток я не нашла, а подбирать самой не вижу в себе достаточных знаний и умений.

Поэтому пытаюсь вносить хотя бы элементы системы: дыхательную и глазодвигательную гимнастику, упражнения на активизацию работы мозга через координацию пальцев рук перед тем, как сесть за уроки. Результатов пока опять же нет, но я не опускаю руки. Вдруг чудеса все-таки существуют...

Интересно мнение как родителей, так и специальных педагогов: что такое нейропсихология? Действительно наука будущего или раскрученная технология, созданная из обрывков ЛФК, восточных дыхательных практик и традиционных дефектологических упражнений?

Знаю, что в идеале надо бы получить очную консультацию нейропсихолога, но в нашей деревне это нереально. А где в Питере можно найти грамотного специалиста, я уже не знаю.