Прошло более 150 лет со времени продажи Аляски Российской Империей. Церемония со спуском флага России и подъёмом американского состоялась в Новоархангельске – столице русских владений в Северной Америке. Что представляло собой это место? Я попытаюсь описать самый отдаленный город Российской Империи с помощью старых архивных документов и воспоминаний современников.
Город был основан в 1799 году под названием Крепость Архангела Михаила, разрушен индейцами в 1802 году, вновь завоёван и заново построен в 1804 году, получив название Новоархангельск. В 1808 году сюда была переведена главная контора Российско-Американской компании и с тех пор крепость стала столицей Русской Америки, а после продажи США - центром округа Аляска до 1906 года. На 1 января 1864 года, незадолго до передачи американских владений России США население города составляло 998 человек, из них 428 русских, 5 иностранцев, остальные алеуты и креолы (потомки смешанных браков). «Отчёт Российско-Американской компании за 1863 год».
До появления крупных городов на западном побережье Америки русская крепость была единственным торговым портом и культурным центром в этом крае. Здесь был собор, больница, школа, обсерватория, обширная библиотека и даже музей. Путешественники называли Ново-Архангельск «Парижем Тихого океана».
Из воспоминаний адмирала Ф.П. Литке (1834 год): «Новоархангельская крепость лежит на острове Баранова, или Ситке. Селение состоит из двух частей: крепости и предместья. В первой заключается двухэтажный дом главного правителя, стоящий на самой вершине кекура (высокий утёс – прим.), около 80 футов над водой, образующий с окружающими его башнями и батареей, вооруженными 32 орудиями, как бы цитадель места; остальное обнесено только палисадом без пушек. Тут расположены казармы для служителей, алеутские кажимы (казармы – прим.), дома для чиновников, больница, бани, магазины, лавки и адмиралтейство с мастерскими. Вне крепости к востоку находится церковь и до 25 домов, большей частью принадлежащих частным людям, состоящим в службе компании, и огороды».
Сам город был достаточно развит для того времени и места: «В Ново-Архангельске имеются следующие заведения: инструментальная для исправления мореходных инструментов, слесарная, кузница, столярная, токарная, медяжная, купорная, кожевенная, прядильная, малярная, парусная, и, наконец, медно и чугунно-литейный завод, и цинковальня… С 1841 года устроена в Ново-Архангельске небольшая обсерватория для магнитных и метеорологических наблюдений. Наблюдения производятся довольно тщательно, и результаты их представляются в Академию наук». «Обзор русских колоний» капитан-лейтенанта П.Н. Головина (1860 год). Жаль, что всё это пришлось оставить американцам...
Новоархангельск был настолько далёкой окраиной Империи, что путь из Петербурга занимал почти год. Но люди, попавшие сюда, не падали духом. «В зале у главного правителя устроена была сцена. На святках были разыграны две пьесы: «Чиновник по особым поручениям» и «Крестный папенька». Балы сменялись балами, и на каждом было не менее 90 человек. В первый день нового года был общественный маскарад: до 150 человек промышленников с их женами были в гостях у радушного начальника… В доме главного правителя помещены: компанейская библиотека, ежегодно пополняемая, кабинет морских карт и инструментов, музеум птиц и животных, населяющих российско-американские колонии и одежды всех диких народов, обитающих по северо-западному берегу Америки». Л.А. Загоскин «Заметки жителя того света» (1840 год).
Но для нормальной жизни «Париж Тихого океана» место непривлекательное и гиблое: «Особенной прочностью отличаются компанейские здания, но таких немного, вообще же Ново-Архангельское укрепление составляет сброд полугнилых, однобоких и неудобных изб, нагроможденных без всякого порядка одна возле другой…» Отчет ревизора С.А. Костливцева, 1860 год. «Беспросветная мрачность, мелкий дождь и сырость воздуха есть обыкновенное явление атмосферы… Господствующая погода есть пасмурность и дождь, т.е. круглый год осень». Записки К.Т. Хлебникова, 1832 год. «Можно смело утверждать, что из европейцев одни русские в состоянии переносить подобного рода жизнь». Записки лейтенанта Рокфеля (Франция).
Следствием климата была высокая заболеваемость населения, особенно ревматизмом и болезнями лёгких. По отчетам колониальных докторов Романовского и Франкенгейзера в новоархангельскую больницу за период 1843-1848 гг. ежегодно обращалось в среднем 600 человек, что достаточно много при населении 1000. «Самою губительною болезнию оказалась легочная чахотка. Их 35 человек, умерших в Ново-Архангельске в течение 12 месяцев (май 1847 - май 1848 гг.) 10 человек, или более четвертой части, страдали чахоткою» (Журнал Министерства Внутренних дел, 1849 год). Как видно, это был далеко не курорт.
А что говорили о столице Русской Аляски наши западные партнёры? «Вместе с губернатором я осмотрел все части поселения», - вспоминает английский капитан Эдвард Белчер, - «заметил удовлетворительную чистоту, некоторый комфорт и вообще много достойного похвалы, особливо в школе и госпитале. Я посетил тамошнюю церковь - внутренность храма великолепна, чего нельзя было ожидать в таком месте».
А вот директор Компании Гудзонова залива Джордж Симпсон придерживается противоположного мнения: «Обывательские дома здесь ни более как деревянные лачуги, стиснутые в одну массу без всякого порядка с отвратительно нечистыми переулками, образующими собою рассадники такого зловония, которое само по себе уже слишком достаточно, чтобы породить всякого рода горячки... Из всех пьяных и из всех грязных мест, которыя я посещал, Новоархангельск самое худшее». Сколько людей, столько и мнений, на вкус и цвет товарища нет.
И наступил последний день Ново-Архангельска: «7-го октября 1867 года, в день формальной передачи колоний, погода, против обыкновения, была ясная... Уполномоченным комиссарам надлежало спустить флаг Российско-Американской компании и, подняв флаг республики, возвестить жителям территории, что край войдет с этого дня в состав республики Соединенных Штатов. При спуске флага, весь наличный состав населения города высыпал из своих лачуг посмотреть, как это прибывшие комиссары с сотнею американских солдат примут территорию. Тут было несколько русских служащих, человек триста солдат сибирских линейных батальонов, и несколько сот креолов, да туземных жителей, заинтересованных предстоящим зрелищем. Церемония передачи была коротка: тихо спустился русский флаг над домом главного правителя колонии и вместо него взвился флаг Северо-Американских Соединенных Штатов, затем грянула американская пушка... разнеслось по морю ея эхо, и навсегда смолкнуло русское слово, русская жизнь в северо-западной Америке ...» М.И. Вавилов «Последние дни в Русской Америке» 1867 год.
Всё, что было построено ценой огромных усилий, весь труд поколений русских людей по освоению далёкого края, плоды научных и картографических экспедиций, всё было продано и перешло во владение Соединённых Штатов Америки.
Завершилась американская страница истории нашей страны. Таким был «Париж Тихого океана» более чем 150 лет назад. Сейчас это город Ситка, штат Аляска, США с населением 9 тысяч человек. Основа экономики – рыболовство и туризм.
Друзья! Если Вам интересна история нашей страны, то приглашаю почитать другие публикации этого канала.
«Царица наук» - посмотрим задачи, которые решали дети в церковно-приходских школах и сравним с современным базовым экзаменом по математике.
«Интересные факты о Российской Империи» - заметка об особенностях нашей страны и жизни в ней.
«Интересные факты о Российской Империи (продолжение)» - вторая часть рассказа об особенностях нашей страны и жизни в ней.
«Финансы поют романсы» - посмотрим и сравним бюджеты Российской Империи и Российской Федерации.
«Пенсии в Российской Империи» - бросим беглый взгляд на пенсионную систему нашей страны в XIX веке.
«Русский оккупант» в Калифорнии» - посмотрим на русских людей, испанцев и индейцев в далёком Форте Росс и Сан-Франциско.
«Как на Аляске наши люди жили» - продолжение рассказов о «русском оккупанте» в Америке, на этот раз о жизни наших соотечественников на далёкой окраине Империи.
«Русский оккупант» и индейцы Аляски» - рассказ о роли Александра Баранова и русской администрации в преобразовании Американского края.
«Русский оккупант» на Алеутских островах» - узнаем немного о жизни алеутов в составе Российской Империи.
«Дикий Запад по-русски» - поговорим о непростых взаимоотношениях русских с индейцами на Аляске.
«Юнона и Авось»: дипломатия канонерок» - малоизвестный поход двух кораблей. Это вовсе не про любовь.
«Юнона и Авось»: жизнь и смерть Николая Резанова» - познакомимся с камергером Резановым, человеком многогранным и неоднозначным.
«Последний рубеж» - перенесёмся в русскую Калифорнию на экскурсию в Форт Росс.
«Русский конкистадор» - рассказ про удивительного человека, основателя Русской Америки Александра Баранова.
#русская америка #история россии #аляска