Грибной сезон уже давно позади, поэтому сегодняшняя история будет чуточку «не по сезону». Случилась она с моим отцом и его коллегой по работе. Оба были страстные любители тихой охоты, но что-то не сложилось тогда дождаться выходного дня (вероятно, «хотелка» пересилила «терпелку») и в батиных «Жигулях» они с утра махнули в тайгу за опятами. На работу им обоим надо было в третью смену. В принципе, когда всё идёт как часики, времени вполне достаточно.
Поехали они в сторону угольного разреза за 30 км от черты города – по асфальту дорога занимала пол-часа. Затем свернули на просёлочную дорогу (по ней ездили геологи) и углубились в тайгу километра на два-три. В хороший сезон искать грибов особо не приходилось, они росли чуть ли не на каждом валежнике. В принципе, на это и был расчёт: быстренько съездить, быстренько набрать грибов и быстренько вернуться обратно.
В тайгу уехали без приключений, с опятами тоже хлопот не возникло, а вот с возвращением в город нарисовалась серьёзная проблема. Впрочем, поначалу всё было не плохо – поставили плетёные корзины с грибами на заднее сидение, завели движок, развернулись, поехали по грунтовке назад. Дорога шла на подъём – угол не велик, но подъём довольно затяжной. Последние метров 500 дорога круто спускается с холма вниз и там, внизу, уже были асфальт, железная дорога и угольный склад разреза. Подъём преодолели, на спуске движок стал чихать, буквально у самого асфальта он вообще заглох. Отец гонял стартер, но автомобиль ни в какую не желал заводиться. Что за чёрт? искра на свечах есть, бензина – пол-бака, на стартере коленвал вращается, ремень генератора крутится. А заводиться не хочет – ни чиха, ни кашля, ни пука.
Решили завести с толкача, тем более что аккумулятор уже стал садиться. Отец толкает за переднюю стойку, его коллега в багажник упирается. Подкатили к асфальту, тут чутельная «ступенька» с грунтовки на твёрдое покрытие. С первого раза «преграду» не взяли. Стали раскачивать авто: раз-два – взяли! ещё взяли! В бензобаке что-то легонько щёлкнуло и, по словам отца, стрелка уровня топлива на приборной доске предательски поползла к нулевой отметке. Вот те раз! Открыли крышку бензобака и покачали автомобиль – характерных всплесков бензина не услышали; сунули внутрь веточку – сухая вся! Называется – приехали.
С собой запаса бензина нет, ближайшая заправка – за несколько десятков километров в городе, в зоне видимости не видно ни одного карбюраторного авто. Мимо проезжают лишь карьерные самосвалы да на складе бульдозер неспешно расталкивает уголь, вдали на вскрышных работах трудится шагающий экскаватор. Подождали час-другой – нет подходящей техники, чтобы поделиться бензинчиком, и на буксир взять некому. А время предательски поджимает – ведь надо и в город попасть, и на работу успеть.
От безысходности решились на отчаянный шаг. Тормознули БелАЗ, объяснили ситуацию:
– Выручай, плесни солярки – ехать нужно позарез.
Белазист слил пару вёдер дизтоплива и наблюдает, что дальше будет – видимо, самому стало интересно. Отец погонял немного стартер и аккумулятор стал активно сдыхать. Двигатель даже ни разу не чихнул. Белазист сам предложил дёрнуть легковой автомобиль своей громадиной. Водитель карьерника аккуратненько подкрался к меньшОму железному собрату – пусть БелАЗ был и не самый огромный, но колёса у него были намного больше «Жигулей». Небольшая ошибка – и легковушка легко расплющится в блин. Впрочем, обошлось без хоррора. Прицепили буксирный трос, БелАЗ без напряга вытащил ВАЗ-21011 на асфальт и спустя десяток метров движок с перебоями, но заработал! Выплёвывая из выхлопной трубы густые клубы сизого дыма, «жигулёнок» тарахтел с кашлями и чихами. Пусть так, зато теперь хоть как-то можно ехать! На прощание белазист посоветовал сильно педаль газа в пол не давить и не переключаться на высокие передачи.
Поехали потихоньку на средних оборотах – на подъёмы забирались на первой, на спусках переходили на третью, по прямой переключались на вторую. Дорога показалась длинной и долгой. Впрочем, домой отец с грибами не попал – времени уже не было. Комбинат шахты располагался на окраине частного сектора в аккурат по пути следования из тайги.
Наряд уже заканчивался, когда в кабинет заявились два грибника. Внешний вид ошеломил всех, поведанная история ошеломила ещё больше. Всей сменой, включая и зама с мастером, пошли смотреть, что их коллеги действительно приехали из тайги на солярке. На заднем сиденье стоят две корзины с грибами, из бензобака воняет солярой. Ребята скинулись кто сколько смог, купили грибникам в буфете хлеб с колбасой на забутовку (тормозок). Смену отработали без происшествий, угля выдали на-гора по плану.
После смены слили из бензобака солярку, тут же поделились бензинчиком, завели – на родном топливе движок перестал чихать и кашлять, сизые клубы дыма остались в прошлом. Дома в ожидании отца мы извелись – уехал в тайгу за грибами и пропал. Немного успокоила соседка (работала техничкой), сказав, что видела его в комбинате – пошёл на смену. Ситуация окончательно прояснилась, когда отец наконец-то вернулся домой. Затем всякий раз, отправляясь в тайгу, с собой обязательно брали канистру с бензином – на всякий случай. В багажнике много места не занимает, а выручить очень даже может.
Автомобиль проехал ещё не одну сотню тысяч километров и вроде бы на здоровье движка 30-километровая дистанция на тяжёлом топливе никак не отразилась. Поплавок в бензобаке больше не шутил и во все последующие времена показывал тот уровень топлива, который был по факту.