Найти тему
Смотри в оба!

«Грех» Кончаловского. Разбор по косточкам

Оглавление
Альберто Тестоне в роли Микеланджело Буонарроти / Фото: kinopoisk.ru
Альберто Тестоне в роли Микеланджело Буонарроти / Фото: kinopoisk.ru

В книге «Кино между адом и раем» Александр Митта на простых примерах рассказывает о принципах драматургии. О том, как главный герой, непрерывно находясь в состоянии взлётов и падений, фигурально между адом и раем, закаляет характер, ломается или становится сильнее, добивается цели или смиряется с судьбой. В фильме Андрея Кончаловского «Грех» мы увидим путь художника и простого человека Микеланджело Буонарроти, который иногда и совсем без метафор мечется между этими двумя полярностями.

По сюжету Микеланджело оказывается втянут в борьбу двух самых могущественных семей Италии – Медичи и Дела Ровере. Он вынужден одновременно работать сразу над двумя проектами: гробницей папы римского Юлия II и фасадом Базилики Сан Лоренцо.

Так как оба клана ненавидят друг друга, Микеланджело приходится идти на ухищрения и лукавить. Плюс ко всему, оставаясь человеком, не забывать о себе любимом – наживаться на перепродаже мрамора, завышать цены, торговаться с сильными мира сего и скупать недвижимость. Всё это ему аукнется. Так гениальное и человеческое идёт рука об руку с нашим главным героем. Тем интереснее за ним наблюдать.

Кадр из фильма "Грех"
Кадр из фильма "Грех"

На роль Микеланджело Андрей Кончаловский очень долго не мог найти актёра. Восемь месяцев продолжались поиски. Режиссёр большое внимание уделяет внешнему сходству артистов с персонажами, их естественности, поэтому часто снимает актёров не профессиональных. Съёмки целиком проходили на родине Микеланджело, в Италии, и на итальянском языке. Поэтому и актёр должен был быть итальянцем, но со специфической внешностью и особенностями – у Микеланджело был сломан нос. Во всей Италии нашлось только три актёра с такими характеристиками, и они не подошли. Было предложено искать даже среди боксёров. И наконец был найден Альберто Тестоне, который сыграл немного ролей, но чаще появлялся на съёмочной площадке в качестве каскадёра (вообще же он работает ортодонтом).

К слову, Альберто похож на художника как две капли воды – достаточно сравнить воплощённый им на экране образ с портретом Микеланджело. Более того, он очень подходил по темпераменту (благо, осталось много свидетельств о жизни художника). «Он не играет – он живёт!» – так говорит Кончаловский о Тестоне.

Микеланджело на портрете Даниеле да Вольтерра / Фото: wikipedia.org
Микеланджело на портрете Даниеле да Вольтерра / Фото: wikipedia.org

Очевидно, что Кончаловский не идеализирует художника, поэтому и показывает его со всеми страстями и пороками, не переставая при этом любить его и как автора, и как человека. Он восхищается его гениальностью, не забывая, каким он был неуживчивым, грязным и временами мерзким. Один из Дела Ровере охарактеризует его так: «Ты мразь, ты божественная мразь, ты – гений! За то тебя и терпим». Божественным, без всяких оговорок, назовёт его и папа римский Юлий II, когда впервые увидит роспись потолка Сикстинской капеллы, в противовес всем недоброжелателям, которые с наслаждением ждали краха художника.

«Мы все помним, какой был скандал, когда ты разместил мошонку Адама рядом с лицом Евы…» «Но Папе же понравилось», – ответит Микеланджело… Вот такими, может быть, грубыми мазками режиссёр ещё раз показывает, в какой непосредственной близости находятся духовное и телесное, божественное и человеческое.

Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело (1508-1512) / Фото: wikipedia.org
Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело (1508-1512) / Фото: wikipedia.org

Изначально фильм назывался «Монстр», и вот почему: одним из персонажей картины можно считать гигантскую глыбу мрамора, «белую как сахар», которая по заказу Микеланджело была высечена в горах Каррары. По задумке скульптора в ней он должен был воплотить одни из своих самых смелых замыслов.

Много времени ушло на то, чтобы найти мрамор, высечь его, транспортировать (это было сопряжено с трагическими событиями – ранее каменщики никогда ещё не спускали с гор блок такого размера). Художник возлагал много надежд на этот проект, который в итоге стал камнем преткновения между двумя могущественными семьями, между стремлением Микеланджело угодить властям предержащим и своим желанием сделать нечто действительно божественное, тем самым, возможно, искупив свои грехи (такая трактовка нам предлагается в аннотации к фильму).

Интересен в картине образ греха и грехопадения. После смены власти, сопровождавшейся неизбежными волнениями, Микеланджело вышел на площадь, залитую кровью. Там он увидел повешенных людей, отрубленные головы и… яблоко. Нет, оно было не просто надкусано – это был огрызок… В таком мире живёт герой фильма.

Микеланджело и его монстр. Кадр из фильма "Грех" / Фото: kinopoisk.ru
Микеланджело и его монстр. Кадр из фильма "Грех" / Фото: kinopoisk.ru

А грехов у метущегося художника, как нам показано, предостаточно. Ко всем перечисленным можно добавить и смертный – гордыню. Как может, он с ней борется – ведёт аскетический образ жизни, несмотря на свои доходы, взывает к единственному божественному человеку в Италии (по мнению самого Микеланджело) – Данте Алигьери. В какой-то степени он ему и помогает.

Интересно, что на вопрос о том, действительно ли он, Микеланджело, знает наизусть всю «Божественную комедию», художник отвечает: «Нет, только ад!» Да, он между адом и раем… И так на протяжении всего фильма. Такой неоднозначный образ Микеланджело Буонарроти рисует Андрей Кончаловский.

По мнению режиссёра, он снимал фильм не совсем про Микеланджело, а про человека, который обладает талантом, живёт в определённое время, но сталкивается с теми же проблемами, с какими мы встречаемся сегодня. Да, трудно не заметить, что «Грех» Кончаловского – это вариация на тему роли художника в мире, его непростой судьбы и подневольности. Сложно сказать, имеет Андрей Сергеевич в виду себя или максимально дистанцируется от этого образа, но воплотить его на экране ему удалось.

Алексей Двоеглазов для Cityposter, 2019

Друзья, помогите улучшить канал! Провожу соцопрос. Какие тексты вам нравятся на моём канале, а какие – не очень? О чём писать и как писать, посоветуйте, пожалуйста. В специальной форме по этой ссылке оставьте свой отзыв. Спасибо!