Сложность художественного опыта и эстетических явлений в целом требует специальных исследовательских подходов, для которых междисциплинарность представляется ключевой.
Как можно понять восприятие искусства и эстетику с психологической точки зрения, и как это отражается в самом искусстве?
Отношения искусства и науки имеют большой потенциал и много источников вдохновения для обеих сторон. Их взаимодополняемость, которая на первый взгляд кажется столь очевидной, не столь очевидна в реальной научной и художественной практике.
По крайней мере, в психологии можно сказать, что отношения между искусством и наукой длинные, но не менее амбивалентные. С одной стороны, эмпирическая эстетика (как чаще всего называют эмпирическое искусствознание) восходит к истокам психологии как институциональной науки - Густаву Теодору Фехнеру . С другой стороны, определение эмпирической эстетики как традиционной области психологии также не дает адекватного описания ситуации.
В 20 веке были видны выдающиеся и влиятельные ученые-эстетики, в том числе гештальтисты и Рудольф Арнгейм, Даниэль Э. Берлин со своей новой экспериментальной эстетикой, или Колин Мартиндейл и многие другие. Тем не менее, эмпирическая эстетика оставалась сравнительно экзотической областью психологии, которой активно занимаются немногие и она не получила распространения среди более широкого научного сообщества и направления исследований, которые систематически проводятся дальше.
В отличие от более устоявшихся областей, таких как сценическое или личностное восприятие, теоретические и методологические основы художественного восприятия и эстетики еще предстоит заложить. Проблемы, с которыми сталкиваются исследователи в этом контексте, весьма специфичны: искусство не является стандартным стимулом, и опыт, который зрители имеют с реальными произведениями искусства в музее, трудно, если вообще возможно, воспроизвести в лаборатории.
С другой стороны, эмпирические стандарты исследований требуют экспериментального контроля. Для ученых это означает, что им постоянно приходится искать баланс между контролем и реализмом в стимулах и условиях, возможно, даже больше, чем в других областях исследований. Другой важный вопрос носит более теоретический характер:
Что такое эстетика, эстетический опыт, эстетические впечатления и то, что мы изучаем - красота, удовольствие и т.д.?
Определения эстетических терминов сильно различаются между авторами, и терминология далека от систематической.
Это затрудняет сравнение результатов различных исследований и, предположительно, является одной из причин другой центральной проблемы эстетики: относительного отсутствия стандартизированных измерительных приборов. При этом следует ли ученым держать руки подальше от художественного восприятия и эстетики? Но есть и другая сторона: люди очарованы искусством, теряют время и пространство, исследуя произведения искусства в музее или слушая любимые произведения музыки, и они постоянно ищут этот опыт, даже если на первый взгляд они не кажутся важными с эволюционной точки зрения.
Более того, всевозможные эстетические встречи пронизывают нашу жизнь - от впечатлений от высокого искусства в музеях и галереях до повседневных встреч с модой и другими дизайнерскими изделиями. Для ученых эти факторы (не говоря уже о собственной страсти к искусству) делают эстетические явления весьма интересной областью изучения - не для того, чтобы их разочаровать, а для того, чтобы понять, какие процессы лежат в их основе.
Относительная нехватка теоретических и методологических знаний в эмпирической эстетике, которая упоминалась в качестве проблемы ранее (по сравнению с другими, более традиционными областями), также влечет за собой большую свободу для исследователей и создает уникальные возможности для инновационного мышления и разработки методов. Вероятно, именно это особое сочетание увлечения, вызова и возможностей недавно начало привлекать исследователей, что привело к относительному буму исследований в области художественного восприятия и эстетики за последние несколько лет, а также к появлению новых конференций и форматов.
Поэтому шансы на то, что эмпирическая эстетика будет получать все больше и больше систематического внимания со стороны ученых, кажутся очень хорошими, и может быть очень любопытно узнать, к чему это приведет.
Ученые убеждены, что ключом к успешному изучению художественного восприятия и эстетики является междисциплинарность и открытое обсуждение различных точек зрения:
- между художниками и учеными, а также между учеными разных предметных областей (психология, история искусств),
- исследовательских подходов (теоретические, феноменологические, эмпирические)
- методологических очагов (психофизические, неврологические и др.)
Следуя этой идее, видение на конференции Art & Perception Conference 2010 в Брюсселе заключалось в том, чтобы собрать художников и специалистов по зрению из разных слоев общества для обмена передовыми знаниями и обсуждения феноменов искусства и эстетики с разных точек зрения, включая ключевой вопрос, чему искусство и наука могут научиться у другого.
Baingio Pinna обсуждает представление формы, цвета, оттенка и освещения и их роль в восприятии искусства с феноменологической точки зрения. Совершенно другой методологический фокус сделан Тимом Холмсом и Йоханнесом Цанкером : как измерить предпочтения через движения глаз и как использовать эту методику?
Среди тем с самым широким спектром статей, связанных с ними - восприятие пространства в картинах и восприятие баланса и ориентации, слабо связанные также с явлениями прозрачности. Аналогичным образом, авторы подходят к визуальным иллюзиям с разных ракурсов: иллюзии как к характеристикам отдельных произведений искусства , поведение глаз-движений, связанных с иллюзиями и эстетика визуальных иллюзий.
Помимо изобразительного искусства, наиболее заметным видом является киноискусство. Джеймс Каттинг и его коллеги пишут о технических (и, как следствие, перцептивных и эстетических) изменениях в голливудском фильме за последние десятилетия, а Том Тросьянко и его коллеги рассматривают влияние таких простых вещей, как размер экрана на такое сложное, как погружение.
Как видите, спектр тем и методов, освещаемых в в этой статье, широк, как и спектр изучаемых работ. Тем не менее, все имеют общее ядро: вопрос, как мы можем понять восприятие искусства и эстетику с психологической точки зрения, и как это, в свою очередь, отражается и на самом искусстве.
Искусство, безусловно, всегда будет оставаться сложной темой как для тех, кто его создает, так и для тех, кто его исследует, но в обоих случаях можно быть уверенным, что красота лежит не только на поверхности, но и внутри.