Найти тему
zinaida volgina

Парадокс Леонардо да Винчи. Почему за всю жизнь им написано всего 25 картин вместо 300-1500?

Любой художник за время своей творческой жизни пишет не менее 300 картин (а некоторые более плодовитые достигают количества более 1500 шт.).

Все дело в том, что Леонардо да Винчи не был художником в известном смысле.
Это кажется невероятным, но в рекомендательном списке при устройстве на службу к миланскому герцогу Лудовико Моро он позиционировал себя ученым, инженером изобретателем, музыкантом и в конце только - художником.

Сила инерции нашего мышления такова, что мы (в том числе биографы и искусствоведы), несмотря на то, что понимаем, что было бы не возможно жить припеваючи на деньги от 25 никому не понятных картин, все же приписываем его биографии перипетии художника, который исполнял желания заказчиков, и в своем благосостоянии зависел от количества заказов или страдал от отсутствия таковых.

О том, что у Леонардо не было заказов и в молодом возрасте во Флоренции, и в пожилом возрасте в Риме, написано много. И это правда, да и откуда им было взяться, если как художник он не принимал заказы.

Парадокс заключается в том, что он известен как непревзойденный в совершенстве живописец, что мы и видим в его 25 картинах, однак эти картины ему никто никогда не заказывал. Хотя каждый мечтал иметь у себя полотно кисти Леонардо да Винчи, любое, каким бы странным оно ни было.
И если становилось известным, что Леонардо намерен написать картину, то ему предоставлялось место, и там он писал то, что иллюстрировало ход его размышлений, но никак не то, что, якобы имел в виду заказчик.

Правда, не все были знатоками живописи, и иногда его работами были не довольны, те, кто полагал себя заказчиками.

Широко известен случай с картиной "Мадонна в скалах", которая была написана между 1483—86 гг. (Напомню, что Леонардо родился в 1452 году, то есть ему было чуть за 30 лет). Картину соблаговолили приять монахи Братства Непорочного Зачатия.

«Мадонна в гроте» или «Мадонна в скалах» на протяжении 25 лет была предметом спора между Леонардо и монахами (вероятно потому, что тема непорочного зачатия Марией сына в картине была раскрыта не так, как считалось канонически правильным), да и по цене заказчик и исполнители не сошлись.

Тогда Леонардо забрал эту картину (теперь она в Лувре, ее выкупили французы с огромным удовольствием, что и делали с любой его картиной, как только появлялась такая возможность. Короли Франции готовы были выплачивать авансы за еще не написанные картины.).

Однако жалобы со стороны братства продолжались до тех пор, пока не было заключено соглашение о второй версии, поскольку остаться без картины Леонардо да Винчи не входило в их планы.

-2

И только спустя годы (около 1508 года) они получили картину на тот же сюжет, но уже с изображением больного и немощного ребенка.

-3

И несмотря на то, что вторая версия с изображением «больного Христа» (что само по себе нонсенс), отстояла еще дальше от понятий того времени, чем первый вариант, никто не посмел перечить замыслу великого ученого в изображении ни мадонны, ни Христа.

То есть, в обоих случаях он дал им то, что счел нужным и правильным, но не дал того, что требовали они сами. Таков диктат таланта и истины в картинах Леонардо.

Сегодня второй вариант находится в Лондоне.

В 20 лет Леонардо объявился во Флоренции в мастерской Андрео Веррооккьо и в 24 года открыл свою школу по обучению художников.
Продолжение см.
"Почему у Леонардо да Винчи во Флоренции не было заказов?" На какие средства он существовал?