Найти тему
Как я поехал...

Япония. Что такое сад камней и как понять, что он значит

Японское парковое искусство пыталось изобразить в саду небольшой городской усадьбы типичные местные ландшафты, например лес, горы или океанское побережье. Места было мало, так что многие мастера использовали миниатюры или заменяли элементы природы символами: мох становился лесом, камни - горами, пруд - океаном.

Из такого символизма вырос постепенно "сухой сад", где вместо воды используют гравий. Песок и гравий засыпают и в обычном японском саду, но там он обозначает обычно побережье.

А в сухом саду гравий символизирует море.

В гравийном море устраивают покрытые мхом горки-острова, на которых ставят большие камни. Чтобы ровно насыпать гравий, много ума не надо. Правильная расстановка камней - вот главное искусство сухого сада.

сад камней в монастыре Рёан-дзи в Киото
сад камней в монастыре Рёан-дзи в Киото

Большое влияние на сад камней оказали буддистские монахи. При монастырях были и обычные сады, но сад камней - настоящая находка для буддиста, особенно для секты Дзен.

Как известно, буддизм развивается не единым потоком, а делится на множество больших и маленьких школ, или сект, популярность которых в японской истории за полторы тысячи лет менялась в зависимости от настроений народа и потребностей властей.

Когда власть в Японии перешла в руки солдат-аристократов (самураев) во главе с сёгуном, одной из самых влиятельных стала секта Дзен - проповедовавшая близкие самураю идеалы смирения, дисциплины и самоконтроля. Одной из основных техник Дзена была медитация, и наблюдение за садом камней отлично сюда вписывалось.

В обычном японском саду главное - передать дух ваби-саби: непринужденной естественности и ощущения временности жизни.

А в саду камней ведущую роль играет символизм. Он передает идею, а не настроение. Камни и их расстановка часто значат что-то конкретное.

сад камней в монастыре Рёан-дзи в Киото
сад камней в монастыре Рёан-дзи в Киото

Вот например острова из мха в гравийном море в монастыре Рёан-дзи на западе Киото. Этот сад камней - самый известный в Японии и включает большой прямоугольник, в котором разбросаны отдельными группами 15 камней. При этом один камень всегда не виден. Говорят, это для того чтобы только достигший просветления мог увидеть их все.

Хотя сад камней строится с высоким уровнем абстракции, несколько основных принципов у него остались от обычного японского сада. Например, ваби - непритязательная естественная красота. Камни не должна быть яркими, не должны лежать симметрично или четными группами, лучше по одному, три, пять и так далее. Можно разве что два.

Для расположения камней есть целые инструкции. Там описывается, какие типы камней используют в сухом саду - например, вертикальные и горизонтальные, наклонные и "бегущие".

Или какие камни как сочетаются друг с другом. Например, не приветствуется расположение рядом нескольких вертикальных камней. Если есть "бегущий" камень - его должен дополнять "догоняющий".

Правда, через некоторое время эти правила стали достаточно общим место, так что сухой сад стал терять ваби, и придумал добавлять к нему один "случайный" камень, будто брошенный наугад. Хотя на самом деле место для него подбирали очень тщательно, чтобы выглядело естественно.

сад камней в монастыре Рёан-дзи в Киото
сад камней в монастыре Рёан-дзи в Киото

Один из самых спорных моментов по саду камней - что эти камни вообще значат. Вот несколько самых популярных мнений:

  • острова означают острова, а камни - горы,
  • камни означают корабли или лодки на поверхности океана,
  • камни означают животных в море, например горизонтальный камень - черепаху, а вертикальный - выпрыгнувшего карпа или журавля,
  • камни означают тигрицу, переводящую тигрят вброд,
  • камни не означают ничего, это просто абстракция.

Кто-то считает, что сухой сад - это просто инструмент для медитации и размышлений о себе и мире, и каждый должен понимать его по-своему.

сад камней в монастыре Рёан-дзи в Киото
сад камней в монастыре Рёан-дзи в Киото