В футбольных клубах, и не только российских, такое явление, как «слив» тренера, происходит не то чтобы регулярно, но скажем так, достаточно часто. Из последних примеров можно вспомнить демарш Глушакова, Комбарова и Ещенко в «Спартаке» против Массимо Карреры. Но вот чтобы «слив» происходил в национальной сборной, да еще и публично – такое, пожалуй, могло быть только в России 1990-х годов. О так называемом «Письме четырнадцати», одной из постыднейших страниц отечественной футбольной истории, - наш сегодняшний рассказ.
Как ни странно, все началось с… бутс игроков сборной. Дело в том, что по контракту, заключенному Российским футбольным союзом (РФС), футболисты должны были выступать в официальных матчах в бутсах фирмы Reebok. Однако эта обувь была не слишком удобной, да и некоторые из игроков успели подписать личные контракты с другими производителями спортивной экипировки, и потому на поле выходили все в разной обуви.
Именно так и случилось в последнем отборочном матче к чемпионату мира-1994, который прошел в Афинах 17 ноября 1993 года. Наша команда, к тому времени уже получившая путевку на Мундиаль, с минимальным счетом 0:1 уступила грекам. После игры руководитель РФС Вячеслав Колосков устроил футболистам жесткий разнос, начав с невыполнения условий контракта по бутсам, а закончив плохой игрой и неправильным, по его мнению, отношению к выступлениям за сборную в целом.
Однако, если бы этот разговор происходил, так сказать, с глазу на глаз, возможно, все бы на этом и закончилось. Но вот беда: в раздевалке зачем-то присутствовали сразу несколько журналистов, все видевшие и слышавшие, и, разумеется, горящие желанием «вынести сор из избы». Масла в огонь подлил, пусть и невольно, и главный тренер национальной команды Павел Федорович Садырин, обычно всегда встававший на сторону своих игроков и в клубах, которые он возглавлял, и в сборной, а тут почему-то промолчавший.
Вечером того же дня и родилось то самое злополучное письмо на имя Шамиля Тарпищева, советника Президента РФ по спорту, подписи под которым поставили 14 игроков сборной. Если коротко, суть изложенного в нем сводилась к следующему: сборная не обеспечивается должным образом ни финансово, ни материально, а Садырина следует сменить на Анатолия Бышовца, поскольку сам выход на чемпионат мира – это заслуга его, а не Павла Федоровича (напомним, Бышовец возглавлял сначала олимпийскую сборную СССР и привел ее к золотым медалям в Сеуле-1988, а потом и национальную сборную СССР/СНГ, которая не смогла пробиться в плей-офф Евро-1992).
Общественное мнение целиком и полностью было на стороне тренера, а игроков называли разными эпитетами, самыми мягкими из которых были «зажравшиеся» и «наглецы». Садырина, разумеется, никто убирать не стал, а половина футболистов позже свои подписи отозвали и выступили на чемпионате мира в США (где сборная России, кстати, не смогла выйти из группы, даже несмотря на бомбардирский рекорд Олега Саленко, чья фамилия поначалу тоже значилась внизу письма).
Назовем здесь фамилии оставшихся: Игорь Шалимов, Сергей Кирьяков, Игорь Колыванов, Андрей Иванов, Игорь Добровольский, Василий Кульков, Андрей Канчельскис. Сейчас считается, и скорее всего не зря, что «воду намутил» тогда Бышовец, стремящийся вновь оказаться в кресле тренера национальной команды, а главным зачинщиком был Шалимов, подбивший и остальных игроков.
Та история, увы, подорвала здоровье Павла Садырина, скончавшегося несколько лет спустя от онкологического заболевания. Шалимов по окончании игровой карьеры стал тренером и в 2003 году, уже после смерти Садырина, возглавил элистинский «Уралан», выступавший тогда в Высшей лиге. На гостевых матчах «Уралана» с ЦСКА и «Зенитом» (а Садырин успешно работал в обоих клубах) все понимавшие болельщики вывесили адресованные Шалимову огромные плакаты «94-й: не забудем, не простим!».
Читайте также 4 худших тренера сборной России по футболу
Оригинал статьи, а также спортивная аналитика по множеству предстоящих матчей – на нашем сайте www.vseprosport.ru
Если вам понравился материал, будем признательны за лайки и подписку на наш канал!