Найти тему
Индустриальный турист

Места из стихов Маяковского в современной Москве

Оглавление

Владимир Маяковский большую часть своей жизни прожил в Москве, так что не удивительно, что он множество раз упоминал её в своих произведениях. Будучи поэтом-авангардистом, Владимир Владимирович не чурался называть в своих стихах реальные места или даже их адреса, указывать реальные факты из обыденной жизни, что даёт нам огромное пространство для изучения и анализа его творчества с целью понять - какой была Москва во времена Маяковского!

Эта тема кажется мне более менее оригинальной, так как во всех гидах принято описывать места, в которых жил или бывал Маяковский. Я же хочу копнуть немного глубже и разобраться - какие места описывал Владимир Владимирович в своих стихах.

На всякий случай уточню, что все фотографии в этой статье актуальны и действительно передают облик современной Москвы - я сделал их во время двух своих летних поездок в столицу (в 2019 и 2020 годах). Ну а теперь предлагаю приступать к сути публикации!

"Облако в штанах" и "Я и Наполеон"

Я объединил эти два произведения по одной простой причине: в обоих упоминается одна и та же улица, на которой в своё время жил Маяковский, и улица эта - Красная Пресня. Да и упоминается она не в целом, а скорее в масштабе одного дома, с которым была тесно связана юность Владимира Владимировича.

Именно в этом доме жил Владимир Владимирович. Его же он упоминал в нескольких своих произведениях
Именно в этом доме жил Владимир Владимирович. Его же он упоминал в нескольких своих произведениях

Начну с Облака. В этом произведении Маяковский рассказывает о своей первой любви, которая у него оказалась несчастной. И, несмотря на то, что в "Облаке в штанах" основные действия происходят в Одессе, Маяковский таки упоминает улицу, на которой он жил в то время (в Одессе он прибывал временно, на гастролях):

а я человек, Мария,
простой,
выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.
"Облако в штанах", Маяковский, 1915

Тут, я думаю, всё понятно: Маяковский жил на Красной Пресне с 1913 по 1915 годы - как раз во время написания своей знаменитой поэмы. Более того, жил он здесь со своей матерью и двумя сёстрами, которых он также упоминает в поэме в монологе "Мама, ваш сын прекрасно болен", известному любому человеку, даже не читавшему "Облако в штанах"!

Но почему Маяковский называет это место"грязной рукой"? Всё просто - во времена Маяковского район Пресни был чуть ли не основным местом развития московской промышленности. Он действительно был грязным, и далеко не самым благополучным.

Впрочем, на описание поэта влияет и настроение его лирического героя: он в смятении и отчаянии после отказа своей возлюбленной, так что и мир видится ему "грязным и чахоточным", тогда как в другом своём стихотворении под названием "Я и Наполеон" он даёт гораздо более нейтральную оценку Пресни:

Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое
"Я и Наполеон", Маяковский, 1915
В наши дни Красная Пресня - оживлённая многополосная улица, не имеющая ничего общего с её описаниями ни в первом, ни во втором стихотворении Маяковского
В наши дни Красная Пресня - оживлённая многополосная улица, не имеющая ничего общего с её описаниями ни в первом, ни во втором стихотворении Маяковского

"Юбилейное"

В этом стихотворении Маяковский ведёт монолог с Пушкиным, как бы общаясь с его памятником (по смыслу понимается, что Маяковский ведёт обращает свой монолог к настоящему Пушкину). В этом монологе Владимир Владимирович ставит себя в один ряд с великим поэтом и рассуждает о русской поэзии в целом (в довольно критическом ключе).

В стихотворении фигурирует вот такая цитата:

После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ
"Юбилейное", Маяковский, 1924
Памятник Пушкину на одноименной площади. Именно о нём идёт речь в стихотворении Юбилейное
Памятник Пушкину на одноименной площади. Именно о нём идёт речь в стихотворении Юбилейное

И хотя Маяковский заканчивает стихотворение выводом о том, что он не хочет себе памятник ("Ненавижу всякую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!"), его в Москве всё-таки устанавливают. И не где-нибудь, а действительно недалеко от памятника Пушкину - на соседней площади!

А это - памятник Маяковскому. Находится он на соседней площади, но, фактически, на одной улице - Тверской
А это - памятник Маяковскому. Находится он на соседней площади, но, фактически, на одной улице - Тверской

И в наше время Маяковский и Пушкин действительно стоят почти что рядом: оба на Тверской улице, и разделяют их какие-то 800 метров...

Разумеется, в стихотворении имелось в виду образное "стоять рядом". Речь шла о том, что Маяковский встанет в один ряд, бок о бок с Пушкиным в истории русской поэзии (да и истории России в целом).Но с памятниками тоже получилось довольно забавно: уж не знаю, было ли это сделано намеренно или место для памятника Маяковского было выбрано по случайному совпадению!

"Автобусом по Москве"

Данное стихотворение особенно интересно (в рамках данной статьи) тем, что оно полностью посвящено Москве. А точнее тому, как изменилась Москва за десять лет существования Советского Союза (разумеется, Владимир Владимирович рассматривал только положительные аспекты).

Полдома на Тверской (Газетного Угол)
Сквозь окошки вьюга
Этот дом пустой орал на всех: — Гражданин, стой! Руки вверх!
— Не послушал окрика,
— от тебя — мокренько.
Дом — теперь: огня игра.
Подходи хоть ночью ты!
Тут тебе телеграф — сбоку почты
"Автобусом по Москве", Маяковский, 1927

В этом отрывке речь идёт о Тверской улице - на момент написания стиха её еще не подвергли кардинальной перестройке, после которой улица приобрела свой современный облик, однако некоторые изменения уже появились.

Одной из самых интересных построек в этом районе является здание телеграфа, созданное архитектором Рербергом в 1927 году. Именно его и упоминает в своем стихотворении Маяковский - как один из символов "обновлённой Москвы".

-5

Дело в том, что до революции на этом месте планировалось строительство комплекса доходных домов (этакого квартала новостроек на подобии жилых комплексов нашего времени) на средства страхового общества "Россия". Проект начали разрабатывать в начале 1910-х годов, когда ещё ничего не предвещало беды, но потом стукнула Первая Мировая - в стране начался жёсткий кризис, но компания "Россия" стояла на своём и всё же заложила фундамент нового здания.

Пожалуй, что это решение общества "Россия" было ошибочным - ещё через два года произошла сначала Февральская, а потом и Октябрьская революции, после которых ни о каком строительстве доходных домов не было и речи. Да что уж там говорить - само страховое общество "Россия" полностью прекратило своё существование!

На фотографии 1925 года изображен недостроенный доходный дом страхового общества "Россия" - те самые "полдома", сквозь "окошки которого гуляет ветер". Спустя несколько лет на этом месте будет возведён телеграф. Фото взято с сайта pastvu.com
На фотографии 1925 года изображен недостроенный доходный дом страхового общества "Россия" - те самые "полдома", сквозь "окошки которого гуляет ветер". Спустя несколько лет на этом месте будет возведён телеграф. Фото взято с сайта pastvu.com

Ну а в советское время на этом месте было решено строить здание Центрального телеграфа - главного центра связи в новой столице СССР! Автором проекта стал архитектор Иван Рерберг - именно его работой мы можем любоваться в наши дни, прогуливаясь по Тверской улице!

-7

В этом же стихотворении присутствует и упоминание другого района Москвы, тоже преобразившегося в первые десять лет правления советской власти:

На Кузнецком на мосту,
где дома сейчас растут,
- помню, было:
пала кобыла,
а толпа над дохлой
голодная охала,
А теперь магазин
горит для разинь.
Ваня наряден.
Идет, и губа его
вся в шоколаде
с фабрики Бабаева
"Автобусом по Москве", Маяковский, 1927

В этом отрывке Маяковский буквально усыпал нас отсылками: есть тут референс к собственному произведению "Хорошее отношение к лошадям", написанному как раз таки за десять лет до "Автобусом по Москве". Кроме того, есть здесь и географические упоминания: Кузнецкий мост описан как стремительно развивающаяся улица - тут он имеет в виду, скорее всего, строящийся в тот момент дом общества Динамо и расширяющийся печально известный дом на Лубянке.

На фотографии - дом общества Динамо, построенный архитекторами Иваном Фоминым и Аркадием Лангманом в 1930 году. Вполне возможно, что именно это здание и описывал Маяковский как "растущий дом"
На фотографии - дом общества Динамо, построенный архитекторами Иваном Фоминым и Аркадием Лангманом в 1930 году. Вполне возможно, что именно это здание и описывал Маяковский как "растущий дом"

Забавно и упоминание фабрики Бабаева: до революции эта фабрика принадлежала кондитеру Абрикосову, но в 1918 году она была национализирована и названа в честь одного из политических деятелей того времени - Бабаева. Таким образом, Маяковский этим упоминанием "убивает сразу двух зайцев": говорит о том, что за десять лет и "простой Ваня" может позволить себе шоколад, тогда как 10 лет назад он ходил бы голодный, да ещё и национализированную фабрику с новым названием упоминает - вот уж действительно подробное описание изменений Москвы!

Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе

Очень интересное и при этом не особо популярное в наше время стихотворение, в котором Владимир Владимирович критикует размах планов раннего СССР, напоминая людям о том, что стоило бы думать о насущных проблемах своей страны, а не витать в облаках, мечтая о глобальной переделке мира.

Мясницкая улица в этом стихотворении является олицетворением всех проблем России, которые не получили решения с приходом Советского Союза. Так что с одной стороны Мясницкая - это символический образ, а с другой - реально существующая улица, которую Маяковский описывает довольно подробно:

Иду.
Мясницкая.
Ночь глуха
Скачу трясогузкой с ухаба на ухаб.
Сзади с тележкой баба.
С вещами
на Ярославский
хлюпает по ухабам
"Стихотворение о Мясницкой, бабе и о всероссийском масштабе", Маяковский, 1921

Площадь "трёх вокзалов" (на которой и расположен Ярославский вокзал) действительно находится неподалёку, так что мы можем с лёгкостью определить направление пути как лирического героя, так и описываемой "бабы".

Вид с площади "трёх вокзалов" (пункта назначения героя стихотворения) в сторону Мясницкой улицы. Здание со шпилем посередине, грубо говоря, находится в створе Мясницкой. Конечно, во времена Маяковского ни этого небоскрёба, ни сталинской высотки гостиницы "Ленинградская" ещё не было. А вот здание Казанского вокзала (в левой части фото) Маяковский уже застал!
Вид с площади "трёх вокзалов" (пункта назначения героя стихотворения) в сторону Мясницкой улицы. Здание со шпилем посередине, грубо говоря, находится в створе Мясницкой. Конечно, во времена Маяковского ни этого небоскрёба, ни сталинской высотки гостиницы "Ленинградская" ещё не было. А вот здание Казанского вокзала (в левой части фото) Маяковский уже застал!
И то
— на лету вспоминая маму —
с размаху
у почтамта
плюхаюсь в яму.
На меня тележка.
На тележку баба.
В грязи ворочаемся с боку на́ бок.
"Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе", Маяковский, 1921

Заканчивает своё стихотворение любопытной моралью: какое дело простому человеку до общероссийских масштабов, когда сама она каждый день ходит по грязи? Я не стал цитировать саму концовку - рекомендую вам самостоятельно ознакомиться с этим стихотворением, оно очень интересное и явно заслуживает вашего внимания (это к вопросу о том, были ли хорошие и остросоциальные стихи у Маяковского после революции).

К сожалению, проблема, поднятая Маяковским в данном стихотворении, актуальна и в наши дни. И речь не только про "общероссийские" масштабы решения проблем (хотя и эта тема осталась актуальной в нашей стране ещё со времён Маяковского) - я говорю ещё и про Мясницкую улицу.

Мясницкая около Главпочтамта, наши дни
Мясницкая около Главпочтамта, наши дни

Нет, к дорожному покрытию у меня претензий нет - от грязи и ям за сто лет, слава богу, избавились. Но посмотрите на здание главпочтамта - в каком ужасном оно состоянии! Годы идут, власть меняется, а на Мясницкой всё ни слава богу! Да и "общероссийские масштабы" зачастую решаются куда более успешно, чем вопросы масштабе одной улицы. Так что да, стихи Маяковского, увы, не теряют своей актуальности в нынешней российской действительности.

-11

Ну а на этом я предлагаю заканчивать сегодняшнюю статью. Я постарался рассказать вам обо всех местах, которые смог лично выделить в его стихотворениях, и для этого я перечитал все наиболее значимые произведения Маяковского. Но, само собой, я мог что-то пропустить - если вы знаете о каких-то других местах Москвы, упомянутых в стихах Владимира Владимировича, пишите об этом в комментариях!

Очень надеюсь, что данная публикация была вам интересна - задумал я её давным давно, но воплотить в жизнь смог только сейчас!

Спасибо за ваше внимание!