Противоречивая личность царя Ивана IV после беспристрастного исторического анализа становится не такой уж противоречивой. В правление Ивана Грозного территория нашего Отечества была увеличена вдвое за счёт присоединения Сибири.
Царь активно вводил практику возвышения простых людей до уровня дворян. Кстати, дворянское сословие в эпоху Ивана Грозного всячески презирали и ненавидели представители боярского сословия. Много причин для злобы и роптания было тогда среди бояр.
Говоря простым языком, дворяне это те, кого указом царя вытащили «из грязи в князи», приблизили ко двору, сделали значимыми людьми, стоящими на одной доске с представителями знати. А знатью в то время были бояре, то есть люди родоплеменного строя. Родился в барской семье и дай тебе бог, можешь смело звенеть папиными яйцами всю жизнь, и передать потом это право по наследству.
Не трудно после этого понять, что вводя эти и многие другие новшества в устройство общественной и государственной жизни, царь завоевал себе огромное множество врагов. Предательство, которое «чудилось» царю со всех сторон, было не таким уж и мнимым. Многочисленные казни, репрессии (как назовут это через четыреста лет), были оправданы и необходимы.
Конечно, не исключены были случаи казни и невинных, по ошибке, по ложному доносу, однако с исторической точки зрения, это не более чем издержки производства, ради будущего всего государства.
Интересный факт: Иван Грозный четвёртый был не первым, кто получил такое прозвище. Его дед, Иван III, тоже Васильевич и тоже был прозван в народе Грозным. Однако, история больше помнит его внука.
Возвращаясь к репрессиям, тут собственно всё становится понятным. Люди, в большинстве своём, не любят изменений. Любые преобразования всегда встречаются с подозрением, страхом и неприязнью. Когда глава государства принимает исторические решения, он не может руководствоваться интересами отдельно взятых людей, или группы. Глава думает о перспективах на будущее, на сто, на двести лет вперёд, когда его самого уже давно не станет.
В этих условиях всегда находятся те, кто желает такого царя убрать. Поставить на его место менее агрессивного преемника, того, кто будет учитывать желания «обиженных» и не сильно зарываться в своих высоких преобразованиях.
Что в этих условиях должен делать сильный руководитель? Правильно, давать отпор, репрессировать, казнить, сажать, удерживать власть в своих руках.
Постоянный страх предательства, вечное подозрение, которое подкрепляется всё новыми, неожиданными предательствами. Близкие друзья вдруг вонзают нож в спину, бегут во вражеский стан и становятся против царя. Как в таких условиях не начать подозревать всех вокруг? Отсюда и ошибочные казни по лжесвидетельствам.
То есть получается замкнутый круг. Сильный царь совершает сильные поступки. Преобразования, исторически значимые ходы на перспективу, на будущие столетия. Зажиточные бояре (олигархи), не могут радоваться этому, потому что они думают только о своём роде (семье), а не о государстве, и уж тем более о каких-то там новых дворянах, поднятых из низов. Начинаются инсинуации и как следующий шаг – противодействие со стороны власти.
Двухтомник Валентина Костылева был написан автором в первой половине двадцатого века, повествование современным языком в древнем стиле. Речевые обороты и слова, которыми автор описывает быт шестнадцатого века, даются нелегко, приближены к тем историческим реалиям, надо привыкнуть и читать медленно. Довольно сложное чтиво, требует усидчивости и внимания.
Интересного здесь много, любителям истории должно понравится. Ну и конечно, для составления собственной независимой точки зрения о реалиях нашего прошлого и настоящего, книга к прочтению обязательна.