Недавно появился у нас новый праздник: День народного единства. 4 ноября 1612-го ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.
С датой всё ясно. А как оно было с народным единством?..
Я здесь обойдусь без умных рассуждений, без пафоса, и даже без присущего мне тонкого юмора. Одни малоизвестные факты.
Предыстория
После 11-месячного правления пусть и самозванца, но законно венчаного на царство Дмитрия I, в ходе переворота во главе с Василием Шуйским самозванец был убит. Шуйский, став очередным царём, замирился со шведами. Дело в том, что Дмитрий, заняв московский трон, потребовал от короля Карла IX отдать власть над Швецией королю Польши Сигизмунду, а иначе, де, «ты вооружишь на себя могущественную Россию».
Через некоторое время под Москвой в Тушине обосновался новый Дмитрий – и его признала не только изрядная часть политического истеблишмент того времени, но также его «вдова» Марина Мнишек и представители церкви. Началось параллельное правление Шуйского и второго самозванца. Новгородцы в это время вели со шведами переговоры о приглашении на московское княжение шведского наследника Карла-Филиппа.
Вот вам и «единство»: оказывается, в Московии шла битва за власть между несколькими могущественными партиями.
Фёдор Романов, он же Филарет
Все мы знаем, кто такой Филарет: отец и соправитель Михаила, первого царя династии Романовых, избранного на царство в 1613 году. А между тем, поляки в Москве несколькими годами ранее появились не без его участия!
Митрополитом Ростовским Филарет стал, служа Дмитрию Первому. А сан патриарха всея Руси получил из рук нового самозванца – Дмитрия Второго. И с большим усердием совершал молебны во здравие «великого государя Дмитрия Ивановича и его благоверной супруги Марины Юрьевны». Фактически оный деятель возглавлял правительство самозванца. (См. Скрынников Р.Г. Крест и корона. СПб.: Искусство, 2000, стр. 346.)
В 1610-м Шуйского сместили и отправили в Польшу заговорщики. Тушинского Дмитрия «случайно убили» на охоте в Калуге. И вот, в следующем году Филарет уже к королю Сигизмунду III в Польшу, возглавляя вместе с князем Василием Голицыным «великое посольство» – аж 1246 человек! – с целью … как вы думаете? – с целью приглашения на русское царство королевича Владислава. В итоге польские войска (интервенты, в современной трактовке) оказались в Москве, а политическая верхушка присягнула Владиславу на верность.
И в том же году возникло первое ополчение против поляков.
Единства пока не просматривается.
Первое ополчение
Первое ополчение составили москвичи (лидер – Трубецкой), рязанцы (лидеры – братья Ляпуновы) и часть казаков (лидер – Заруцкий). В нём участвовал, кстати, князь Пожарский, и даже был ранен в бою. Ополчение взяло Москву; поляки засели в Китай-городе и Кремле. Затем «ратный собор» постановил, что царя выбирать вообще не надо. Правление взял на себя триумвират, в составе Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого, но высшая власть была объявлена принадлежащей «всей земле», которая могла сменить триумвиров. Прокопий Ляпунов был назначен «всего московского воинства властителем» (См. История династии Романовых. М.: 1991, стр. 18).
Итак, юридически (ибо имелся приговор собора, подписанный представителями двадцати пяти городов) возникла альтернатива монархии – республика. Причём не аристократическая, какой была Речь Посполитая, а дворянско-казацкая. И это, разумеется, отнюдь не нравилось боярству. Опять единства нет.
Скоро триумвиры переругались насмерть, Заруцкий убил Ляпунова, ополчение распалось, и республиканский «приговор» забыли напрочь.
Тем временем в Новгороде «Воеводы, митрополит и «лучшие люди» объявили о создании «Новгородского государства» и подписали со шведским генералом договор об избрании своим государем сына Карла IX» (см. Р.Г. Скрынников. Крест и корона». СПб.: Искусство, 2000, стр. 367).
Второе ополчение
А в Новгороде Нижнем Кузьма Минин начал формировать второе ополчение. В предводители пригласили князя Дмитрия Пожарского, одного из самых честных и надёжных людей того времени. Князь исправно служил царю Борису, Дмитрию I, Шуйскому, теперь держался идеи приглашения на русский трон шведского королевича, но был согласен, что поляков нужно гнать.
Денег на вооружение ополчения в Нижнем давать волею не хотели. Тогда Минин предложил: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но не пожалеть дворы свои продавать и жён и детей закладывать» (см. «Хроника смутного времени», Новый летописец. М.: фонд С. Дубова, 1998, стр. 364). Денег под такой ужасный залог реально могли дать только английские купцы, имевшие в городе богатую факторию. Они вывозили отсюда через Архангельск в Англию позарез нужное Британии стратегическое сырьё: селитру и серу с Нижней Волги для изготовления пороха, лес для строительства кораблей и лён для плетения канатов, которых много требовалось для такелажа английского флота, а также сыромятную кожу для конских сбруй и т.д.
На запах денег слетелись в Поволжье «казаки западноевропейские», наёмники типа Я. Делагарди, Я. Маржерета и прочих, которым другие партии перестали платить и задолжали. Это ополчение, в большинстве состоявшее из наёмников, отправилось наводить порядок... нет, не в Москву, а в Казань, где для начала убили бывшего члена совета при царе Фёдоре Иоанновиче, воеводу Бельского. А дальше, зачищая возможных оппонентов, пошли вверх по Оке в Рязань, и вверх по Волге в Ярославль.
Весной 1612 года в Ярославле англичане устроили свою штаб-квартиру, и туда прибыла целая команда с Британских островов (см. Торопцев А.П. Москва, путь к империи. М.: Тверская 13, 2000, стр. 447-448).
Наконец, ополчение двинулось в Москву и 4 ноября взяло Кремль.
По сути, в России шла гражданская война, отягощённая иностранным вторжением. С народа драли три шкуры и свои помещики, и назначенные ещё до событий воеводы, и оккупанты, да и просто шастающие по дорогам бандиты, крымчаки и казаки. Все кушать хотят, а производитель еды только один: русский крестьянин. Он и заплатил за все игрища «элиты».
Вот оно в чём, «народное единство»…
Ниже моя статья о том, что было несколькими годами раньше. Единства тоже не прослеживается, зато налицо «европейский выбор» той же самой «элиты»:
Массовое предательство московского боярства
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Канал «А мы и не знали»: статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список.