Найти в Дзене

Бунтарство в искусстве

Покрас Лампас — Микеланджело нашего времени? О неприятии «непривычного» в Средневековье и сейчас.

Средневековая живопись была подчинена жесткому своду правил в изображении святых. Они представляли собой собирательный образ, составленный по канону: миндалевидные глаза, скорбное и смиренное выражение лица, стилизованные позы. Так как заказчиком была церковь, художники делали все в лучших традициях и не раскрывали своего «Я» в картинах.

Фра Анджелико, «Погребение святых Космы и Дамиана» (1438-1440 гг.)
Фра Анджелико, «Погребение святых Космы и Дамиана» (1438-1440 гг.)

Среди такого искусства возникает «великолепная четверка»: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонаротти и Тициан.

Рафаэль, «Сикстинская Мадонна» (1512 гг.)
Рафаэль, «Сикстинская Мадонна» (1512 гг.)

Они переворачивают представление о церковной фреске. Их «святые» живые, и им веришь, у них есть лица, характеры, настроения. Их мастерство и трактовку образов можно сравнить с показом фильма качества 4imax в период диафильмов на белой простыне.

Сегодня художник Покрас Лампас изображает на площади в Екатеринбурге черно-красный крест, довольно странный, необычный, неклассический. На следующий день приезжают сотрудники ЖКХ и закатывают его в асфальт. Околорелигиозная общественность взбудоражена: это необычно, а значит может быть опасно и неверно истолковано. Это в XXI веке, эпохе постмодерна, когда нас, казалось бы, уже ничем не удивить.

Фото © Донат Сорокин / ТАСС
Фото © Донат Сорокин / ТАСС

А несколько веков назад самым скандально известным и создавшим вокруг себя эффект разорвавшейся бомбы был Микеланджело. Представьте храм и 600-метровую фреску Иисуса Христа, обнаженного и больше напоминающего Геракла в окружении других библейских персонажей. Они эмоциональны и очеловечены. У многих персонажей есть прототипы в реальной жизни: узнаются видные церковные деятели. Ее требовали удалить, ее называли неприличной, против нее открывали цензурные кампании. Никто до Микеланджело не позволял себе такую интерпретацию. В новой трактовке люди перестали быть печально-задумчивыми статичными фигурами в балахонах.

Микеланджело Буонаротти, фреска «Страшный суд» (Сикстинская капелла, 1537—1541 гг.)
Микеланджело Буонаротти, фреска «Страшный суд» (Сикстинская капелла, 1537—1541 гг.)

Но несмотря на шквал критики в свой адрес, авторитет художника, пережившего за свой жизненный путь более тридцати Пап Римских, устоял, и фреска была не тронута. Лишь после смерти Микеланджело наняли художника, который дописывал драпировки. Так были «одеты» порядка 40 фигур фрески.

Текст: Любовь Харланова

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о картинах и изобразительном искусстве