История городов и искусства исследует памятники как эстетические объекты, уделяя особое внимание их имманентным историческим и художественным ценностям.
В то время как история городов и искусств в значительной степени недооценивает политическое измерение памятников, географы-гуманитарии и культурологи редко рассматривают вопрос о том, как материальные и символические аспекты соотносятся с политическим измерением памятников.
В настоящей статье предлагается целостный подход к описанию того, как эти различные аспекты пересекаются и усиливают друг друга в формировании смысла памятников.
Семиотический подход к памятникам может обеспечить адекватные инструменты для изучения материального, символического и политического аспектов памятников как взаимозависимых.
Таким образом, семиотика может пересмотреть жесткие различия, которые характеризовали предыдущие исследования памятников, такие как:
- материальные
- символические
- визуальные
- политические
- художественные
- сильные
- дизайнерские
- пользовательские
Семиотический анализ учитывает "диалогичность" смыслов, циркулирующих вокруг памятников, и особенно взаимодействие между интерпретациями дизайнеров и пользователей.
Наконец, семиотика может быть полезна для изучения того, как различные люди и социальные сообщества по-разному интерпретируют памятники.
Как изучались памятники
Изучение памятников до сих пор оставалось весьма маргинальным в гуманитарных и социальных науках. Однако было проведено значительное число исследований, посвященных различным аспектам, связанным с памятниками.
Историки городов и искусства рассматривают памятники как физические и эстетические объекты, представляющие историческую и художественную ценность. В этом контексте ученые исследовали стилистический контекст, в котором возводятся памятники, с большим акцентом на визуальное измерение памятников, подробно описывая материалы конструкции, размеры и цвета.
Иконография широко используется для обозначения традиционных символов, представленных в памятниках.
Другие подходы требуют более глубокого понимания памятников с использованием "иконологии" для изучения "внутреннего значения", которое позволяет выявить "основное отношение нации, периода, класса, религии или философии".
Социологическая и антропологическая литература в основном сосредоточена на памятных функциях памятников, привлекая внимание к практике проведения памятных мероприятий в память о пользователях.
В этом контексте памятники рассматриваются как построенные в память о событиях и людях, имеющих важное значение для группы или общины.
Алоис Ригл объяснил, что памятники являются традиционной функцией памятников с момента их возникновения:
Памятник в самом древнем и оригинальном смысле - это человеческое творение, возведенное специально для того, чтобы сохранить в памяти будущих поколений единичные человеческие поступки или события [...]".
Ригль также изложил критерии, которые правительства должны учитывать при рассмотрении вопроса о сохранении памятников. По его мнению, памятники должны сохраняться, когда они представляют собой сочетание художественных и исторических ценностей.
Аналогичным образом, "Пещеры" Роджера В. показали, что сохранение памятников зависит как от художественной ценности, так и от памятных функций. Он заявил, что:
Памятник - это строительство или сооружение, наполненное культурными, историческими и художественными ценностями. Сохранение памятников обосновывается этими ценностями. Исторически идея создания памятника тесно связана с празднованием (победы, постановления, нового закона) [...].
Географы используют иной подход, в соответствии с которым памятные функции памятников рассматриваются как в основном политические.
С тех пор как Дэвид Харви (1979 г.) проанализировал политические разногласия по поводу строительства базилики Сакре-Кур в Париже, широкие и разнообразные исследования в области человеческой и культурной географии рассматривают памятники как инструменты, имеющиеся у власти для продвижения конкретных исторических нарративов и доминирующего мировоззрения.
В рамках этого исследования было проведено широко изучено то, как памятники могут создавать выборочные исторические нарративы. При этом некоторые географы рассматривали памятники как "объекты памяти" (Nora 1996: XVII), т.е. материальные, символические и функциональные объекты, способные "обрамлять и формировать содержание того, что помнится".
Благодарим за интерес и чтение статьи!