Найти тему

История монумента как эстетического объекта

История городов и искусства исследует памятники как эстетические объекты, уделяя особое внимание их имманентным историческим и художественным ценностям.

В то время как история городов и искусств в значительной степени недооценивает политическое измерение памятников, географы-гуманитарии и культурологи редко рассматривают вопрос о том, как материальные и символические аспекты соотносятся с политическим измерением памятников.

В настоящей статье предлагается целостный подход к описанию того, как эти различные аспекты пересекаются и усиливают друг друга в формировании смысла памятников.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B-2011140/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B-2011140/

Семиотический подход к памятникам может обеспечить адекватные инструменты для изучения материального, символического и политического аспектов памятников как взаимозависимых.

Таким образом, семиотика может пересмотреть жесткие различия, которые характеризовали предыдущие исследования памятников, такие как:

  • материальные
  • символические
  • визуальные
  • политические
  • художественные
  • сильные
  • дизайнерские
  • пользовательские

Семиотический анализ учитывает "диалогичность" смыслов, циркулирующих вокруг памятников, и особенно взаимодействие между интерпретациями дизайнеров и пользователей.

Наконец, семиотика может быть полезна для изучения того, как различные люди и социальные сообщества по-разному интерпретируют памятники.

Как изучались памятники

Изучение памятников до сих пор оставалось весьма маргинальным в гуманитарных и социальных науках. Однако было проведено значительное число исследований, посвященных различным аспектам, связанным с памятниками.

Историки городов и искусства рассматривают памятники как физические и эстетические объекты, представляющие историческую и художественную ценность. В этом контексте ученые исследовали стилистический контекст, в котором возводятся памятники, с большим акцентом на визуальное измерение памятников, подробно описывая материалы конструкции, размеры и цвета.

Иконография широко используется для обозначения традиционных символов, представленных в памятниках.

Другие подходы требуют более глубокого понимания памятников с использованием "иконологии" для изучения "внутреннего значения", которое позволяет выявить "основное отношение нации, периода, класса, религии или философии".

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-112220/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-112220/

Социологическая и антропологическая литература в основном сосредоточена на памятных функциях памятников, привлекая внимание к практике проведения памятных мероприятий в память о пользователях.

В этом контексте памятники рассматриваются как построенные в память о событиях и людях, имеющих важное значение для группы или общины.

Алоис Ригл объяснил, что памятники являются традиционной функцией памятников с момента их возникновения:

Памятник в самом древнем и оригинальном смысле - это человеческое творение, возведенное специально для того, чтобы сохранить в памяти будущих поколений единичные человеческие поступки или события [...]".

Ригль также изложил критерии, которые правительства должны учитывать при рассмотрении вопроса о сохранении памятников. По его мнению, памятники должны сохраняться, когда они представляют собой сочетание художественных и исторических ценностей.

Аналогичным образом,
"Пещеры" Роджера В. показали, что сохранение памятников зависит как от художественной ценности, так и от памятных функций. Он заявил, что:

Памятник - это строительство или сооружение, наполненное культурными, историческими и художественными ценностями. Сохранение памятников обосновывается этими ценностями. Исторически идея создания памятника тесно связана с празднованием (победы, постановления, нового закона) [...].

Географы используют иной подход, в соответствии с которым памятные функции памятников рассматриваются как в основном политические.

С тех пор как Дэвид Харви (1979 г.) проанализировал политические разногласия по поводу строительства базилики Сакре-Кур в Париже, широкие и разнообразные исследования в области человеческой и культурной географии рассматривают памятники как инструменты, имеющиеся у власти для продвижения конкретных исторических нарративов и доминирующего мировоззрения.

В рамках этого исследования было проведено широко изучено то, как памятники могут создавать выборочные исторические нарративы. При этом некоторые географы рассматривали памятники как "объекты памяти" (Nora 1996: XVII), т.е. материальные, символические и функциональные объекты, способные "обрамлять и формировать содержание того, что помнится".

Благодарим за интерес и чтение статьи!