Найти в Дзене
Стратонавтика

“Осоавиахим-1”: взлет и падение “триумфаторов неба”

В 1933 году стратостат «СССР-1» достиг рекордной высоты 19 километров. Советские инженеры не собирались останавливаться на достигнутом: в это время готовился следующий рывок к границе космоса – на стратостате «Осоавиахим-1» (первоначально СА-1), разработка которого началась еще в 1931 году в ленинградском отделении Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). К постройке аппарата приступили уже в следующем, 1932 году.

Максимальный объем оболочки стратостата при наполнении – 22 500 м³.

Гондолу изначально спроектировали квадратной формы со скруглёнными углами, но позднее переделали в сферу по образцу гондолы «СССР-1». Интересно, что изначально старт планировался на тот же день, что и старт «СССР-1» - 30 сентября 1933 года – но помешал сильный ветер. В итоге было решено произвести исследование атмосферы в зимних условиях, и старт перенесли на январь.

Старт стратостата «Осоавиахим-1» состоялся 30 января 1934 года в 9 часов 07 минут в подмосковном Кунцево.

В экипаж вошли командир Павел Федосеенко, бортинженер Андрей Васенко и научный сотрудник Илья Усыскин.

Экипаж стратостата «Осоавиахим-1»
Экипаж стратостата «Осоавиахим-1»

Одной из целей полета было достижение высоты не менее 20 км, что позволило бы установить новый мировой рекорд. Поэтому старт аппарата стал большим событием. Гондола была оснащена радиостанцией, с помощью которой экипаж (имевший позывной «Сириус») передавал регулярные радиограммы, в том числе ряд приветствий правительству, а также докладывал о проведении научных наблюдений и опыты. Важное место в научной программе полета занимало изучение космических лучей.

Стратостат «Осоавиахим-1» перед стартом
Стратостат «Осоавиахим-1» перед стартом

В 11 часов 59 минут стратонавты сообщили о достижении высоты в 20 600 метров и о переходе на снижение. Записи в бортовом журнале показали, что в 12:33 экипаж достиг максимальной высоты в 22 000 метров, и задержался на там до 12:45, после чего перешел на снижение. Последняя радиограмма с борта аппарата была принята в 15:08, однако была неразборчива: «Как вы нас принимаете…» Земля безуспешно пыталась вызывать на связь отважную троицу, однако стратостат молчал.

Только ночью стало известно, что стратостат потерпел катастрофу, упав в Мордовии, в 16 км от станции Кадошкино. Все трое стратонавтов погибли.

Гондола стратостата «Осоавиахим-1» после трагического приземления
Гондола стратостата «Осоавиахим-1» после трагического приземления

Комиссия по расследованию катастрофы установила, что удар о Землю произошел в 16:23 – именно на этом времени замерли стрелки часов Васенко. Примерно то же время указали и местные жители, видевшие стратостат. Удар о землю был столь сильным, что все приборы в гондоле разбились. По заключению комиссии, все произошло так быстро, что экипаж даже не успел открыть люк, чтобы попытаться выбрасывать балласт.

Было установлено, что причиной катастрофы стала превышающая допустимую скорость снижения аппарата, вызвавшая разрыв части строп, в результате чего гондола оторвалась от «сетки» и с силой врезалась в землю. Но почему же начал падать сам стратостат?

В 1935 году профессор П.А. Молчанов высказал следующую версию событий:

нагревающее действие солнечных лучей оказывается очень большим… оболочка шара и заключенный в ней водород перегрелся до 8 градусов выше нуля, и газ расширился и частично вышел из оболочки». Когда стратостат пошел на снижение — а для этого понадобилось стравить еще часть газа, — газ начал охлаждаться. «Чем больше сжимался газ, тем меньше становилась подъемная сила аэростата. Наконец гондола, тянувшая стратостат вниз, развила очень большую скорость.

В результате этого крепления гондолы не выдержали перегрузок и порвались. Также по сообщению комиссии, Федосеенко пытался распутать клапанную веревку, но не заметил, что клапан, выпускавший газ из шара, остался открытым и газ начал выходить из оболочки, приводя к потере подъемной силы.

Все члены экипажа были посмертно награждены орденом Ленина. Урны с прахом погибших героев были захоронены в Кремлевской стене. В советской прессе экипаж уважительно называли “граждане стратосферы”, “триумфаторы неба”, “красноармейцы воздуха”, “революционеры науки”.

К сожалению, в конструкции гондолы было несколько серьезных упущений: слишком долго сбрасывался балласт, и невозможно было быстро открыть крышку люка. У гондолы также не было нормального устройства амортизации при посадке.

-4

Данной катастрофы, вероятно, можно было бы избежать, если бы конструкция аппарата была продумана более тщательно, а особенно – меры спасения экипажа при падении. К сожалению, экипаж «Осоавиахима-1» был не последней жертвой стратосферы. Однако проникновение в тайны воздушного океана уже было не остановить.

Источники:
http://авиару.рф

https://military.wikireading.ru

https://7arlan.kz/destruction/