Найти тему
IPQuorum

Косплей = нарушение?

Косплей-фестивали собирают сотни тысяч поклонников ежегодно. А где люди, там, как известно, и деньги. Фанаты комиксов, видеоигр, кинематографа и фантастической литературы тратят большие суммы на подобных мероприятиях, существенно пополняя кошельки организаторов. Да и сами модели нередко набирают больше подписчиков в соцсетях, чем голливудские кинозвезды. Но что по этому поводу говорит законодательство об интеллектуальной собственности и чем отличается российская и зарубежная судебная практика?

В юридических аспектах деятельности меньше всего пробелов имеет косплей-индустрия в США. Но это достижение – результат бесчисленного числа судебных споров. Например, в 2011 году компания SCG Power Rangers – владелец прав на «Могучих рейнджеров» – решила по закону разобраться с интернет-магазином карнавальных костюмов MyPartyShirt.com, который принадлежит компании Underdog Endeavors Inc. Магазин обвинили в несогласованной продаже униформы главных героев сериала. Американское законодательство об авторском праве рассчитано исключительно на защиту элементов костюма, если они «концептуально неотделимы» от персонажа. Именно это и было доказано экспертизой в деле с «Могучими рейнджерами». В итоге стороны договорились о сумме компенсации до официального решения суда.

После этого дела американское косплей-движение негласно разделилось на два вида: коммерческий и фанатский. Коммерческим косплеем занимаются независимые студии по производству интернет-контента, блогеры, модели, а также компании, выпускающие и продающие костюмы. Чаще всего они работают по лицензионному соглашению, заключенному с правообладателем, если, конечно, не хотят получать штрафы.

К фанатскому косплею относится покупка костюмов только на Хэллоуин или для тематических вечеринок; участие в косплей-фестивалях в качестве хобби, без заработка на этом, а также изготовление костюмов персонажей известных франшиз без целей продажи или монетизации.

Эта субкультура прижилась и в России, где еще в 2001 году появился первый тематический сайт, а в 2002-м отечественные косплееры впервые представили свое творчество на Всероссийском фестивале японской анимации в Воронеже. Причем увлечение с каждым годом захватывает все больше и больше подростков и взрослых и уже сейчас объединяет несколько десятков тысяч постоянных участников фестивалей.

Как и зарубежные коллеги, российские косплееры стали инфлюенсерами и теперь активно монетизируют свою деятельность в социальных сетях с помощью продажи фото- и видеоконтента, добровольных пожертвований подписчиков в Instagram, ВКонтакте и на краудфандинговой онлайн-платформе Patreon, размещении рекламы на страницах и реже – производстве костюмов на заказ.

«Безусловно, мой видео- и фотоконтент – это бизнес, поэтому я приобрела лицензии на использование образов известных супергероев. Ни о каком фан-арте с моей стороны здесь не может быть и речи, потому что мои поклонники давно создают в соцсетях фан-группы в честь меня, то есть вполне возможно, что скоро они уже меня будут косплеить», – провела четкую границу между фанатской деятельностью и коммерческим производством косплей-контента в России блогер Ирина Мейер.

Но о правовых отношениях в этой индустрии задумываются не все. Косплей-модель и блогер Anastasia Komori (100 тысяч подписчиков в Instagram) уверена, что даже несмотря на то, что многие косплей-блогеры монетизируют свой контент, они все равно остаются фанатами и потребителями известных франшиз и поэтому не нарушают авторских прав, работая без лицензии: «Большинство издательств в России и во многих зарубежных странах, наоборот, поддерживают своих фанатов, которые занимаются фан-артом и косплеем, поэтому проблем с авторским правом не возникает. Кроме того, издатели комиксов и видеоигр нанимают косплееров для воплощения в жизнь своих персонажей».
Ситуацию прояснил владелец «КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ», член Совета Торгово-промышленной палаты РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков: «Российское законодательство защищает образ, персонаж художественного произведения как объект интеллектуальной собственности. Использование без получения дохода может быть предметом искового производства для гражданского арбитражного процесса. Но для уголовного или административного процесса важен факт получения дохода».

Хотя, соглашается Катков, в России действительно еще не было судебных процессов, в котором владельцы прав на персонаж предъявляли бы претензии косплей-деятелю: «Правообладатели исходных объектов часто сквозь пальцы смотрят на косплей-индустрию, относя данное явление к фанатскому движению, подогревающему основные продажи продукта – например, компьютерной игры».

По мнению юриста, у звезд российской косплей-индустрии могут появиться трудности, «когда они столкнутся с правообладателями на одном рынке и начнут мешать им. В отдельных ситуациях их может спасти норма части 4 ГК РФ о пародии, но, конечно, при условии, что пародия действительно имела место, а в остальных случаях придется получать лицензию на все используемые персонажи».

Косплей
5761 интересуется