Найти тему
Архивариус Кот

«В слезах угасла мать моя»

«Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермантовой [на памятнике написано именно так], урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24 дня, в субботу; житие её было 21 год и 11 месяцев и 7 дней».

Страшно! Страшно даже представить себе смерть в таком возрасте. А какой была жизнь юной женщины, которую сын практически не помнил, но память о которой благоговейно хранил?

На кресте, венчающем надгробие Марии Михайловны, - сломанный якорь.

-2

Т.В.Толстая в книге «Детство Лермонтова» пишет: «Традиционная мраморная колонка, увенчанная урной с крестом, не удовлетворила Арсеньеву. Она придумала на кресте прикрепить деревянный якорь и переломить его пополам, как символ разбитых надежд, и по этому якорю пустить вниз головой извивающегося змея с разинутой пастью и высунутым жалом.

Ни на одном памятнике ещё никто не видел такого иносказания. Этот символический змей был тоже вырезан из дерева и выкрашен ярко-зелёной краской и сохранялся долго, почти до наших дней».

Больше нигде я упоминаний о змее не встречала, сейчас на памятнике его нет. Интересно, был ли в действительности? А вот якорь есть (только не деревянный уже). Что же это за разбитые надежды и что должен был символизировать змей?

Семейная трагедия наложила страшный отпечаток на характер поэта, на всю его жизнь. А знаем мы немногое. Например, неизвестно даже, когда состоялось венчание родителей поэта. Кто-то утверждает, что до войны 1812 года, кто-то – что после неё.

Точно одно: брак был заключён по большой любви (богатая наследница Машенька Арсеньева вышла замуж за небогатого и незнатного, но очень красивого отставного капитана Юрия Лермонтова), но счастья не принёс.

В чём причина? Большинство биографов поминает бабку поэта, которая долго противилась этому браку, а потом никак не желала принять зятя, но только ли в ней дело?

Машенька была единственным ребёнком у своих родителей. «Марья Михайловна, родившаяся ребенком слабым и болезненным, и взрослой все ещё выглядела хрупким, нервным созданием», - писал первый биограф Лермонтова П.А.Висковатов. Воспитывалась она дома (сохранились сведения, что её хотели определить в Смольный институт, но затем отказались от этой мысли). Отец умер, когда её было пятнадцать. С тех пор для матери она стала единственной радостью.

Сохранился альбом. Исследователи до сих пор спорят, кому он принадлежал, Марии Михайловне или её кузине, тоже Марии. Однако бесспорно то, что в нём находятся несколько стихотворений, написанных её рукой, обычных для тех времён, чувствительных и нежных:

О злодей, злодей — чужая сторона,

Разлучила с другом милым ты меня,

Разлучила с сердцем радость и покой,

Помрачила ясный взор моих очей,

Как туманы в осень солнышко мрачат…

Но с любовью ты не можешь разлучить,

Она в сердце глубоко лежит моём,

С ней расстанусь разве только лишь тогда,

Как опустят в мать-сыру землю меня.

Кто их автор? Может быть, сама Мария Михайловна?

Тот самый альбом
Тот самый альбом

В этом же альбоме – пятнадцать рисунков её великого сына, в том числе и самый ранний, дошедший до нас:

Рисунок М.Ю.Лермонтова «Кавказский пейзаж с озером». 1825 год
Рисунок М.Ю.Лермонтова «Кавказский пейзаж с озером». 1825 год

…Замужество не принесло счастья. Мне кажется, она могла бы сказать словами литературной героини: «Я любви искала и не нашла». А после рождения сына Мария Михайловна фактически уже не оправилась; отношения с мужем разладились, он стал искать развлечений на стороне…

Сохранилась ещё одна реликвия – платок Марии Михайловны. Может быть, он хранит память о её слезах?

-5

В Тарханах, где жила семья, она пыталась занять себя: по словам Висковатова, там «долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугой, носившим за ней лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешеньем и помощью».

И была безграничная любовь к сыну: «И любовь, и горе выплакала она над его головой. Марья Михайловна была одарена душой музыкальной. Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою». Лермонтов то ли помнил это, то ли слышал от других. Во всяком случае, в его юношеской драме «Странный человек» служанка расскажет: «А бывало, помню (ему ещё было три года), бывало, барыня посадит его на колена к себе и начнёт играть на фортепьянах что-нибудь жалкое. Глядь: а у дитяти слёзы по щекам так и катятся!» Уже много лет спустя поэт будет вспоминать: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».

Исследователь творчества поэта И.Л.Андроников считал: «И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего Ангела».

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Наверное, воспоминаниями о похоронах матери проникнуты строки из поэмы «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили,

И прочее… и что закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

И на всю жизнь осталась боль, стремление

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Сохранился рисунок пятнадцатилетнего Лермонтова «Младенец, тянущийся к Матери», подаренный им отцу. Это копия фрагмента картины Рафаэля «Святое семейство (Франциска I)», но посмотрите, как радостно тянется к матери ребёнок на картине (справа) и какая тоска в глазах у него на лермонтовском рисунке (слева)!

-6

****************

Современные писаки порочат не только имя поэта. Мне довелось читать выдумки некоторых «аффторов» и о Марии Михайловне (дошли даже до предположений о «нескольких отцах» её сына). Разбирать эти бредни попросту не хочу – они того не стоят.

Поэт хранил в душе образ юной, чистой, светлой матери. Давайте и мы будем помнить её такой. Ей слишком тяжело пришлось при жизни. Как писал её великий сын, «она страдала и любила» - пусть спит спокойно!

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь