Одним из наиболее важных непосредственных факторов биоразнообразия и экосистемы являются инвазивные чужеродные виды, которые признаны важнейший угрозой биоразнообразия на глобальном уровне наряду с нерациональный эксплуатацией и использованием ресурсов, загрязнением, разрушением окружающей среды и изменения климата, в том числе наибольшая угроза хрупким экосистемам островов.
Биологические вторжения представляют из себя лишь одну из наиболее известных глобальных угроз биоразнообразия, также негативное влияние может оказывать на человеческую жизнь и здоровье. Кроме того, это влечет серьезные экономические последствия, угрожая экосистеме в целом.
Полагаясь на многие социально-экономические интересы, в том числе сельское хозяйство, оказывается негативное влияние на них, рыболовство и лесное хозяйство.
Представления в прошлом происходили, как правило, в связи с недостаточной осведомленностью о потенциальных негативных последствиях применения биологических видов, распространившихся в результате человеческой деятельности, однако в настоящее время истинные масштабы их применения угрожают как с экологической, так и с социально-экономической точки зрения стали лучше.
Например, из 395 аборигенных видов, занесенных в Красную книгу в списке исчезающих видов, 134 находятся под угрозой исчезновения вследствие воздействия инвазивных чужеродных видов и, возможно, других факторов.
С точки зрения экономического воздействия, в Европе ущерб, нанесенный экосистеме, превышает 12 миллиардов евро в год.
На сегодняшний день разрабатываются и реализуется ряд стратегий, направленных на решение вопросов, связанных с защитой окружающей среды, например, ликвидация, контроль, сдерживание, но однозначно профилактика признается наилучшим доступным вариантом управления, когда это возможно.
В этом контексте, после определения основных путей разрешения, контроль над ключевыми мерами считается наиболее эффективным путем в противодействии угрозам со стороны инвазивных чужеродных видов.
По этой причине предлагается несколько правил поведения или подготовленных добровольных документов с участием различных отраслей и видов деятельности (таких как садоводство и животноводство), которые рассматриваются вместе с прибывающими видами животных, случайно, через обычную торговлю и туризм, как основные пути вхождения инвазивных чужеродных видов в Европу, направлены на то, чтобы мобилизовать ряд специалистов, связанных с торговлей, выставками или продажей дикорастущих растений и животных в надежде на то, что в силу подлинной заинтересованности охотников, рыболовов в сохранении природы, они станут хорошими союзниками в борьбе за внедрение и распространение принципов охраны среды обитания.
Сегодня лишь немногие акульи промыслы управляются, и большинство из них неадекватно контролируются, отчасти из-за непонимания ограничений традиционных моделей управления применяемым уловом к ним.
Основные трудности, с которыми сталкиваются исследователи и менеджеры, пытающиеся оценить популяции акул и скатов и управлять ими, заключаются в отсутствии доступных качественных данных, инструментов управления и политической целей.
Биология хрящевых рыб, как правило, плохо изучена, и в настоящее время проводятся мало независимых или таксономических исследований в области рыбного хозяйства.
Рыбалка не рассчитывается и не отслеживается надлежащим образом, поскольку большинство промысловых предприятий, как правило, не выявляют и не регистрируют выгрузку акул, а выгрузка может происходить на большие расстояния от источника улова.
Происхождение акул и их количество, поступающие в международную торговлю, почти полностью не контролируется.
В настоящее время недостаточно опубликовано таксономических инструкций или руководств по распространению, позволяющих идентифицировать все виды, добываемые в рыболовстве.
Ведение учета редко позволяет идентифицировать продукцию по видам или даже по роду, а также отслеживать изменения в структуре торговли и вылова.
Наконец, лишь немногие существующие модели управления учитывают уникальную биологию и уровень знаний аборигенных видов.
Даже при наличии данных и инструментов управления особо уязвимый характер хрящевых рыб требует очень консервативного подхода к управлению, если мы хотим сохранить жизнеспособность популяций, обеспечить устойчивость рыболовства и не допустить исчезновения находящихся под угрозой исчезновения видов рыб.
Однако при отсутствии базовых данных биологам и управляющим трудно оценить воздействие рыболовства и международной торговли на популяции, предотвратить тенденции сокращения численности населения, добиться эффективного управления и обеспечить, чтобы рыболовство могло и впредь поставлять продукцию на внутренние рынки и в международную торговлю.
Поэтому к управлению должен применяться осторожный подход.
Биология акул требует особенно консервативного подхода к управлению рыболовством.
В идеале акульи промыслы не должны создаваться или вестись в отсутствие хозяйственного плана, который должен, в частности:
- По возможности, сосредоточьтесь на отдельных популяциях (запасах) или на видах или группах со схожими характеристиками в течение жизни.
- Обеспечить буферную защиту, поддерживая биомассу на высоком уровне, позволяющем обеспечить максимально устойчивую урожайность.
- Устранить необходимость избегать чрезмерного вылова рыбы, обеспечив выживание достаточного количества рыбы до достижения ею зрелости.
- При наличии адекватных данных использовать оценочные модели, относящиеся к акулам.
- Поощрять промысловое рыболовство, которое сокращает вылов хрящевых рыб и препятствует расточительной практике.
- Учитывать уязвимость менее распространенных хрящевых рыб, рассматриваемых в качестве улова, который может быстро привести к истощению запасов, в то время как более распространенные виды поддерживают рыболовство.
- 7. Поощрять прямое высвобождение рекреационных уловов.
- 8. Включать международные двусторонние или многосторонние соглашения, основанные на осторожном подходе и других элементах рационального управления рыболовством.
Наконец, несмотря на ограниченность имеющихся данных, тем не менее, о биологии акул и динамике акульего промысла известно достаточно, для того, чтобы приступить к осуществлению основных рыбохозяйственных мер там, где они существуют.
Иными словами, отсутствие данных не должно использоваться для оправдания отсутствия управления.