Бологое-Полоцкая. Осенние грёзы
Короткое лето стремительно пролетело в наших краях, сперва эффектно вспыхнув, а затем бесследно исчезло, оставив лишь небольшие яркие отблески в моих воспоминаниях. В сезон отпусков пришлось усердно потрудиться, практически не покидая маневровый тепловоз в Осташкове. Мой сорокадневный отпуск пришёлся на вторую половину сентября начало октября, "золотую осень", чередующуюся то с тёплыми приятными деньками "бабьего лета", а то и затяжными проливными дождями. Позади в памяти остался столичный блеск Санкт-Петербурга, неповторимые красоты озёрной Карелии, паровозная Сортавала и живописный Мраморный каньон в Рускеала, да милые моему сердцу отдалённые уголки в захолустной Псковской области, с деревенскими сюжетами простой сельской жизни.
А теперь пришло время отправится в путь по Бологое-Полоцкой дороге, проехаться в кабине тепловоза из Осташкова до депо приписки ТЧЭ-4 в провинциальное Бологое, чтобы пройти инструктаж после перерыва в работе свыше 10 дней, так уж положено.
Четверг - это единственный рабочий день на неделе, когда можно из Осташкова попасть в Бологое с "вагончиком" одним днём без последующей ночёвки в доме отдыха локомотивных бригад, в ожидании следующего поезда. Не много их здесь бежит. Лишь раз в сутки пройдёт пригородный на Великие Луки и встречный оттуда. И вновь затихнет дорога до следующего дня.
Неспешно бежит себе "вагончик" по здешней безлюдной на сотни километров вокруг лесной глуши, торопится то ему всё равно особо и некуда. Лишь бы успеть к 11 часам на скрещение в Фирово с "горбатым" да к обеду прибыть в Бологое для проведения в депо ТО-2. Других поездов на этом участке можно сказать что и нет.
Лес уже полностью сбросил листву, обнажив проплешены многочисленных делянок на месте бывших вырубок. Лесные богатства, вернее его остатки, это последнее чем сегодня живёт весь этот глухой край. Когда закончатся его запасы, что станет с дорогой и её жителями даже думать пока об этом не хочется.
Кроме оставшихся лесных массивов на перегоне и рассматривать то в окно особо нечего в ожидании приближения к какой либо станции или остановочному пункту. В мысли невольно навеваются строки из произведений моего друга Алексея Вульфова:
"Выходила из глубин лесных станция и открывалось пространство нескольких пустых путей"
А.Б. Вульфов цитата из сочинения "По Бологое-Полоцкой"
Да, именно так здесь и устроены все здешние станции, с вокзалами выходящими прямо в поле. Издали, ещё на подходе к станции, замаячит гордо возвышающаяся над окрестностью торжественно высокая водонапорная башня, а затем поезд неспешно вкатится на главный путь одной из заброшенных станций Чёрный Дор или Горовастицу с заржавевшими от времени неиспользуемыми боковыми путями.
Старый заколоченный деревянный вокзал теперь угрюмо смотрит на нас своими тёмными глазницами выбитых окон, напоминая о былой жизни в этом некогда бойком железнодорожном краю. Потихоньку доживает свой век, не сегодня так завтра сожгут или снесут окончательно, так что и следа не останется от того, что когда-то здесь трудились целыми поколениями железнодорожники: стрелочники, дежурные по станции, сигналисты, путейцы, связисты, составители поездов.
Уходящая осень. Вот уже и догорают её последние серо-жёлтые краски на исходе октября. Крикливые гуси большим клином потянулись над линией в тёплые края на юг, покидая эти заповедные места до следующего года. Скоро зима укутает до весны бархатным покрывалом все пути и дороги, спрячет их от людских глаз. Совсем поблекли яркие краски колючего придорожного шиповника. Как же обильно и красиво он цветёт вдоль всей линии в летний сезон!
Световой день заметно успел убавиться, теперь очень рано темнеет. Густые сумерки буквально волной под контрастный багровеющий закат накрывают пространство леса, словно кто то в начале включил ночник, а затем перед сном также его внезапно и погасил... Грустно очень и тоскливо становится в такие дни.
Лишь субботний ретро-поезд под паровозом немного разбавляет унылую картину поздней осени, принося с собой какой-то особый восторг и очарование в момент прибытия или отправления со станции.
Бобры приготовились уже вовсю к зимнему периоду, запрудив все протоки под железнодорожными мостами. Раньше ПЧ активно боролось с ними, разбирая запруды вблизи насыпи, а сегодня и следить то за дорогой некому. Никого из путейцев в здешних околотках уже и не осталось, всех почти посокращали в лихолетье...
В последние годы очень часто слышны разговоры о закрытии Бологое-Полоцкой дороги из-за её убыточности. И первый шаг в этом направлении уже давно сделан, транзитное грузовое движение по ней прекратили, а все станции перевели на дневной режим работы. Оптимисты утверждают, что стратегическую дорогу закрыть невозможно. Но ведь слухи рождаются всё же не на пустом месте. Если дорогу окончательно закроют, то погибнет вокруг вместе с ней и оставшаяся жизнь, а также и то, что создали когда-то наши предки для могущества России в этом краю. Однако пока ещё Бог хранит этот уникальный железнодорожный заповедник - Бологое-Полоцкую.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК