Книга заслуженного учителя России Евгении Семеновны Абелюк «Практика чтения» адресована, прежде всего, учителям литературы и в некоторой степени родителям (не)читающих детей. Однако может заинтересовать всех, кто интересуется становлением читателя.
Автор изобретает новые практики для изучения литературы: поиск «точек удивления» в тексте и словесных концептов, составление «языковой личности писателя», коллективная рецензия и коллективный комментарий. Да, это требует бо́льшего количество часов занятий и, да, это невозможно сделать со всей школьной программой (учителя понимают, что список литературы неподъемный, но сократить никто не решается). Зато школьники действительно вовлекаются в процесс и начинают созидать, а не повторять.
«Все эти недостатки [о недостатках школьных сочинений] — следствие серьезнейшей проблемы, неумения воспринимать словесный текст как авторский, как выражающий конкретную, часто неоднозначную, позицию».
Евгения Семеновна составляла с детьми комментарий к «Реквиему» Ахматовой еще в конце 1980-х (!), как только произведение было опубликовано, никаких литературоведческих работ об этом произведении еще не существовало. Интересный тизер настоящей литературоведческой работы, а в наши дни и легко организуемый — профессиональная литература доступна, авторы доступны (напиши им в фейсбук — и придут в класс).
Главы-статьи построены по следующей схеме: краткое описание метода, текст произведения, выбранного для разбора, и результат работы со школьниками — статья, рецензия или комментарий. Львиная доля книги — это именно результат работы, а не методологические указания.
Мне понравилась часть про визуальный комментарий к произведению: сейчас несложно найти изображения устаревших предметов, образы старой усадьбы или картины на определенный мифологический сюжет. Было бы здорово в качестве домашки предложить ученикам собрать доску на пинтересте к избранному стихотворению.
«Нельзя "вариться" только в том тексте, который изучаешь, надо постоянно "размыкать" его — и не только в эпоху, но и в литературу».
Хотела написать саммари книги, но все уже сделано до нас, не хочу повторяться и заниматься рерайтом. Поэтому вот:
А как издано?
Читала на Букмейте (а значит епаб), но для жанра «комментарий» линейный текст, конечно, не подходит (даже с перекрестными ссылками). Хорошо бы перед глазами иметь параллельные тексты произведения и комментария со связями.
***
Что еще почитать? Если интересует книга как объект и том, как мы будем читать, держите статью про будущее книги.
***
Пишу лонгриды здесь, рецензии и выписки — в моем телеграм-канале https://tele.click/abiblio/.