Многие фирмы, фирмочки и горе-юристы приподносят теперь банкротство физических лиц как прекрасный инструмент из серии: взял в долг – обанкротился – можешь снова взять в долг.
Оставим моральную сторону вопроса (на совести исполнителей и заказчиков) и сосредоточимся на ином: в самом ли деле оспорить сделку при банкрота-физического лица нельзя, если имущество переписано на кого-то, подарено, или его режим изменен соглашением о разделе имущества или же брачным контрактом?
Фиктивные продажи
Положим, у нас свобода договора. Но, как известно, свобода заканчивается там, где начинается чужая свобода, т.е. заключенный договор не должен преследовать лишь одной цели: вывести имущество из той массы, из которой кредиторы должны получить свое.
Фиктивные сделки – купля-продажа, в частности, - популярное средство сокрытия имущества еще с советских времен. Но, как это часто не прокатывало тогда, так и не проходит теперь.
Достаточно доказать, что:
· сделка совершена в «подозрительный», предбанротный период;
· имущество передано по договору не абы кому, а отцу, матери, свату, брату – в общем, лицу заинтересованному;
· и смысл сделки был лишь в том, чтобы вывести имущество и не дать за счет его уплатить по долгам, т.е. сделка нанесла реальный ущерб кредиторам,
чтобы арбитраж счел ее незаконной.
Тем более подозрительны сделки безвозмездные, в частности, дарение. С чего бы это лицо, которое и так испытывает финансовые трудности, раздаривает машины, квартиры, земли? В судебной практике достаточно примеров того, как возвращаются в конкурсную массу все эти ценности, даже переданные несовершеннолетним детям должника.
Брачный договор – не панацея
Брачный договор – прекрасное средство для улаживания имущественных вопросов между супругами. Но если этот договор нарушает права третьих лиц – кредиторов, - и направлен лишь на то, чтобы замаскировать передачу имущества, то подобный договор легко оспорить. И тогда имущество, фигурирующее в нем, переходит в состав совместно нажитого и из него будут получать удовлетворение кредиторы.
Пример из практики: супруг наделал долгов, и супруги заключили брачный договор, по которому все мало-мальски ценное – машина, квартира, дача, - плюс доли в фирмах, перешло супруге. В суде представителю кредиторов не составило труда доказать, что супруги заключили брачный договор не иначе как для того, чтобы исключить обращение взыскания на имущество должника. Тем более что супруга приобретала доли в компании супруга, ряд объектов недвижимости, хотя была домохозяйкой и самостоятельного дохода не имела. Кроме того, суд счел доказанным, что супруга не могла не знать о финансовых проблемах мужа.
Сам брачный договор признан ничтожным в связи с тем, что имело место злоупотребление правом. Имущество признано совместно нажитым и вошло в конкурсную массу.
Это лишь один пример, на самом деле их гораздо больше. Причем и брачные договоры, и соглашения о разделе имущества признаются недействительными не только в пределах традиционного срока исковой давности – три года, - но и далеко за его пределами. Так что наличие брачного договора – не повод отказываться от оспаривания сделок банкрота.
Если ваш должник демонстрирует активность, подобную вышеописанной, мы будем рады помочь вам в оспаривании этих сделок. Обращайтесь!
С уважением, Алексей Кузнецов и ЮК «Деловой Дом»