(The Nightingale, 2018, Австралия)
Язык чешется обозвать "Соловья" очередным австралийским вестерном, но это будет неправильное определение. Потому что на дворе в нём покамест другая эпоха (1825 г.), и никаких атрибутов этого жанра мы тут ещё не наблюдаем. Так что будет объективнее пришпандорить фильму ярлык "историко-приключенческая драма" и не ставить его в один ряд с типичными австраловестернами наподобие "Банды Келли", "Предложения" или "Легенды о Бене Холле".
Ещё одна причина, почему "Соловья" не совсем корректно с ними сравнивать - в нём сюжетную тачку катит не крепкий мужик, пропахший по́том, махоркой и порохом, а женщина пониженной хрупкости, которой столь трудоемкая работа тоже оказалась по плечу. Знакомьтесь: Клэр Кэрролл, бывшая воровка, сосланная на каторгу на Землю Ван Димена (ныне остров Тасмания), где ей милостью надзирающего лейтенанта Хокинса даже удалось выйти замуж за местного охотника и родить дочку.
Вот только милость у Хокинса была недолговечной и небескорыстной. Когда срок наказания каторжанки истёк и настала пора ей получать "вольную грамоту", лейтенанта будто подменили. Мало того, что он стал всячески оттягивать выдачу бумаг, так затем и вовсе принудил Клэр, мягко говоря, благодарить его за доброту. Сами понимаете, каким способом. А поскольку делать это добровольно она отказалась...
Иными словами, где-то на десятой минуте фильма зритель тоже перестаёт любить Хокинса и начинает люто ненавидеть его так же как и главная героиня.
К несчастью для Клэр, её "мама", режиссёр/сценарист Дженнифер Кент, была абсолютно бессердечна. Начав с грубого надругательства над своей героиней, она не ограничилась одной такой сценой. И вскоре привела Хокинса и двух его подчиненных в домик Кэрроллов, где повторилось всё то же самое, но с гораздо более трагическими последствиями уже для всего их семейства.
А на следующий день лейтенант как ни в чём не бывало отправился в поход на север, в город Лонсестон. Затем чтобы просить о карьерном повышении, которое он, по его мнению, давно заслуживал. И на которое расправа над семейством Кэрроллов не должна была повлиять, ведь у Хокинса было двое свидетелей, утверждающих, что хозяева этого домика, вот-те крест, сами себя умертвили.
Однако Клэр, вопреки стараниям хокинсовой банды, чудом осталась в живых. И когда узнала, в каком направлении потопали убийцы её семьи, взяла лошадь, мушкет и отправилась в погоню. Правда, не одна, а с проводником, аборигеном Билли, на лицо ужасным, но толковым малым со своими понятиями о жизни и справедливости. А без него шансы Клэр настичь Хокинса были бы мизерны - на Земле Ван Димена шла война с дикарями, которые без колебаний метали копья во всех встречных, кто был не голым и не чёрным.
Впрочем, колонизаторы поступали с дикарями не лучше, так что острых впечатлений в этом путешествии Клэр хлебнёт предостаточно. Тем более, что Билли нанимался к ней лишь проводником, а не телохранителем. По крайней мере поначалу...
***
В общем, две награды Венецианского фестиваля - Специальный приз жюри и Премия Марчелло Мастрояни, - заработанные этой картиной в прошлом году, намекают на то, что перед нами явно не проходняк, а нечто, заслуживающее внимание.
Воистину, так и есть. Дженнифер Кент соткала не только свирепо-кровожадное, но и весьма красивое, да и немаленькое (2 часа 16 минут) историческое кинополотно. Правда, снятое почему-то в устаревшем (см. трейлер) экранном формате. Хотя последнее не шибко раздражает, так как за почти безостановочным "приключаловом" это быстро перестаешь замечать.
И да - я не забыл, что пообещал не обзывать "Соловья" вестерном, но на фоне нынешнего кризиса этого жанра всем его поклонникам можно заморить червячка и данным фильмом.