Найти в Дзене
Дмитрий Бондаренко

"Черная книга" (2006)

1. Вступление

Перебравшись в Голливуд, поначалу Пауль Верхувен поймал удачу за хвост. Он добился впечатляющих кассовых сборов, сняв любимые фильмы нашего детства («РобоКоп» и «Вспомнить все») и отрочества («Основной инстинкт»). Но следующий любимый фильм нашего отрочества («Шоугелз») получил разгромную критику и «Золотую малину». За этим последовала кассовая неудача со стебом над милитаризмом («Звездный десант») и единственная творческая неудача Пола Верховена («Невидимка»).

Потеряв возможность творить в Голливуде, Пауль Верхувен решил снова попытать счастья на Родине. Еще в 1977 году Пауль Верхувен снял «Солдаты королевы» - фильм, после которого о нем заговорили в Голливуде. Через 39 лет в Нидерландах вышел еще один фильм Пауля Верхувена про времена оккупации – «Черная книга». Как ни странно, фильм собрал огромную кассу и в 2008 году голландцы признали «Черную книгу» лучшим голландским фильмом всех времен и народов. Но посмотрев «Черную книгу», сможем ли мы сказать привычные два слова про фильмы Верхувена – браво, маэстро?

2. «Если эти голландцы и погибнут — неважно, свою роль они уже выполнили…»

В это трудно поверить, но наш любимый хулиган разменял девятый десяток! В 1943 году, семья Пауля Верхувена перебралась в Гаагу, где располагались базы Люфтваффе и пусковые площадки для ракет Фау-1 и Фау-2. Поэтому авиация союзников не жалела бомб для Гааги, но большинство бомб падало на мирных жителей. Даже по воспоминаниям режиссера, он чуть не погиб вместе с семьей, когда бомба союзников упала на дом соседей.

Поэтому режиссер на всю жизнь запомнил последние годы войны. В его фильме 2006 года главной героиней является еврейка Рахиль Штайн, нашедшая убежище в голландской сельской местности. Все идет как обычно до сентября 1944 года, пока британская бомба не уничтожает ферму, на которой она скрывается. Внезапно оказавшись на улице, Рахиль через знакомого нотариуса находит проводника, готового переправить ее в Бельгию.

Воссоединившись на борту баржи с семьей, они отправляются в ночное плаванье, но патруль СС расстреливает всех пассажиров, кроме Рахили. Войдя в контакт с Сопротивлением, она перекрашивается в блондинку, получает поддельные документы на имя Эллис де Фрис и задание – соблазнить начальника гаагского управления контрразведки Гестапо Людвига Мюнтце, чтобы установить микрофон в штаб-квартире гестапо в Гааге…

-2

3. «Совы не то, чем они кажутся…»

Пауль Верхувен никогда не опускался до видения мира в черно-белых тонах, в том числе в его исторических фильмах. Еще в «Солдатах королевы» режиссер показывал толпу людей, аплодирующую голландским добровольцам, отправившимся в составе Ваффен-СС на Восточный фронт, он показывал пожилого голландского генерала, не желающего из-за нецелесообразности сопротивления присягнуть правительству в изгнании. В «Черной книге» он развил эту тему еще дальше.

В моих любимых французских фильмах про оккупацию («Последнее метро», «Добрые и злые», «Лакомбе Люсьене») хорошо показана индифферентность, двойные стандарты, лицемерие и культура предательства оккупационной национальной администрации и немалого числа коренного населения. Пауль Верхувен взял самое лучшее из этих фильмов и хорошо отобразил лицемерие и «попытку усидеть на двух стульях» многих своих соотечественников.

Еще в первые минуты фильма режиссер показывает благодетелей Рахили лицемерами, заставляющими девушку разучивать христианские молитвы за еду и оскорбляющими ее национальность. Мне даже показалось, что они ее держат только, чтобы показать свою «доброту к угнетенным» в случае победы Союзников. А дальше зрителя будут ждать немалое число неожиданных сюжетных поворотов.

Пауль Верхувен показал Сопротивление сборищем не очень компетентных людей, чьи акции постоянно кроваво пресекаются солдатами СС. Кто-то из членов Сопротивление явно «играет на две команды», но установить личину предателя они не могут. Им остается только уповать на скорый приход Союзников, пока СС их не перевешают. Но операция «Маркет-гарден» провалилась, поэтому большинству членов Сопротивления грозит петля или пуля.

Представители «другой стороны баррикад» - СС, уже поняли необратимость поражения Германии и старательно пытаются спасти собственные шкуры. При этом «злейший враг» - Людвиг Мюнтце, - оказывается более-менее порядочным человеком, пошедшим на переговоры с представителями Сопротивления, чтобы остановить бессмысленное кровопролитие. Другие же его коллеги заняты воровством конфискованного золота и попытками сбежать. Угадайте, кто в конце концов получит пулю?

-3

4. Наказание невиновных, награждение непричастных

Сразу после Второй мировой войны, в странах Западной Европы начались массовые акции возмездия против коллаборационистов. В частности, женщин, работавших клерками в оккупационных учреждениях или спавших с немецкими офицерами, публично раздевали и брили налысо на главных городских площадях. Также в Италии и Франции запретили публичные дома… за сотрудничество с нацистами.

Вместе с тем, большинство настоящих лидеров, преступников и палачей либо скрылось, либо предложили свои услуги новой администрации для борьбы с коммунизмом (вспомните пророческие слова из «Солдат королевы»: «Через несколько лет, немцы вместе с англичанами будут драться с коммунистами. Но мы этого не увидим. Войну нам не пережить»), поэтому они были вне досягаемости для народного возмездия и «праведники» отрывались на несчастных женщинах, пытавшихся спасти себя и своих детей от голода.

Пауль Верхувен очень хорошо показал работу системы, указанной в цитате этого раздела отзыва. Работу этого же принципа режиссер показал про ряд представителей титульной нации, сумевших нажить немалые деньги на сотрудничестве с нацистами, а затем, когда исход войны стал ясен, они перешли на «верную сторону» и вернулись на Родину, позвякивая орденами и медалями. Именно эти люди потом выбьются в лидеры новой Европы.

-4

5. Еврейская шлюха

Пауль Верхувен оригинально обыграл еврейский вопрос. В оккупированных Нидерландах Рахиль Штайн и ее соотечественники оказались «посередине баррикад». От немцев их ждет концлагерь или, в лучшем случае, расстрел на месте; ряд голландцев готов их укрывать, но за это им придется терпеть унижения и презрительные взгляды своих бывших соседей. А кто-то и готов разжиться еврейским золотишком.

Даже попав в Сопротивление, Рахиль никогда не станет своей. Голландцы готовы использовать ее в качестве сексуальной «наживки» для похотливых офицеров гестапо, но ей никогда не будут доверять. Поэтому, когда ее подставят, то голландцы охотно поверят в ее предательство, потому что она им не соотечественница, и после окончания войны Рахиль окажется в смертельной опасности.

В фильмографии Пауля Верхувена есть несколько фильмов про сильных женщин (например, «Кити-вертихвостка» и «Она»). Сексапильная еврейка Рахиль, с которой хотят спать голландцы и немцы, как и Кити, обладает внутренним стержнем. Благодаря ему, ей удается переломить ход событий и, пройдя через много лишений и унижений, доказать всем, что она не «кусок мяса» и изменить мир под себя. 68-летний режиссер не утратил своего дара работать с актрисами.

-5

6. «А я вышла замуж за канадца…»

Страшная война закончилась и некоторым казалось, что человечество, наученное горьким опытом, больше не будет воевать. Эти идеалисты были недалеки, потому что после 1945 года в неевропейской части мира постоянно шли войны. А Израиль, с самого начала своего существования, постоянно находится в состоянии войны.

После своей единственной творческой неудачи («Невидимка»), 68-летний Пауль Верхувен вернулся в родную страну и снял отличный, умный и динамичный фильм. К счастью, посмотрев «Черную книгу» я снова могу сказать свои привычные два слова для фильмов Пауля Верхувена – браво, маэстро! А через 10 лет он превзойдет самого себя!

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/84045.html.