В этой статье мы поговорим о защите нижней половины тела от щиколотки до паха.
Надежное предохранение нижних конечностей, особенно голеней, всегда являлось, наряду с защитой головы одной из приоритетных задач, поскольку:
- травма ноги сковывает передвижение в бою,
- нога является опорой и потому убрать ее из под удара зачастую просто невозможно.
Поэтому начиная с античности защите голеней уделяют самое пристальное внимание. При использовании гоплона, голень предохранялись бронзовыми наголенниками, в то время как корпус защищался линотораксом.
При этом вопреки вышеизложенному знания о защите ног в раннефеодальную эпоху не полны и отрывочны.
В приводимом Эвартом Окшоттом отрывке рукописи монаха из монастыря Святого Галла, в числе вооружения Карла упоминаются железные наголенники. Окшотт считает, их конструкция аналогичной поножам воина с датированной серединой IX в. золотой вазы из Надьсьентмиклоша, то есть наголенники состоят из вертикальных стальных полосок, скрепленных поперечными кожаными ремнями или стальными же планками при помощи заклепок.
У Вейса, приводящего, несколько иной перевод, этого же самого отрывка говорится о железных чешуях, покрывающих переднюю поверхность голеней Карла.
Таким образом, однозначных указаний на употребление той или иной конструкции защиты голени эпохи раннего средневековья нет.
В памятниках начала IX столетия, в частности в капитуляриях Карла, о наголенниках говорится как об обычной части снаряжения. Однако, что удивительно, на миниатюрах первой половины IX в. в рукописях времен Лотаря и Карла Лысого, Библии Святого Павла изображения поножей отсутствуют.
В последующие времена мы так же почти не встречаем наголенники на иллюстрациях и изредка слышим об их употреблении в текстах.
В "Золотой Псалтыри" оконченной в последней четверти IX в. из монастыря Святого Галла Саул и, изображенный там же, всадник со штандартом в виде дракона наголенников не имеют, нет их и у воина из Апокалипсиса Святого Севера, созданного между 1028 и 1072 гг.
На гобелене из Байо, у военачальников голени защищены шоссами.
Причины, по которым воины не пользовались пластинчатой или чешуйчатой защитой голени не ясны. Они не настолько сложны, что бы объяснять выход их из употребления снижением технологического уровня.
Итак, первая конструкция защиты голени, о которой можно сказать что - то определенное - кольчужная. Время ее появление приблизительно вторая половина - конец XI в.
Она могла быть двух видов:
- широкая полоса, которая шла вдоль ноги и зашнуровывалась сзади и под ступней,
- чулок ( шоссы ) крепившийся подвязками к поясу надетому под кольчугу, аналогично современным женским чулкам.
И та, и другая разновидность доходили до ягодиц.
Шоссы были широко распространены до второй половины XIV в., в некоторых регионах они продержались до конца столетия.
Интересный вариант чулок не имевших ступней изображен на иллюстрациях к Апокалипсису - рукописи XIII в. из Бодлианской библиотеки, Оксфорд.
Первая конструкции защиты колена имела вид широкой и толстой кожаной полосы, на которую нашивалась круглая стальная пластина, по мнению Бехайма, появилась она в начале XIII в., в обоснование своей точки зрения он указывает на разработанную форму наколенников такого типа с доспеха изображенного на гробнице герцога Оксфордского Роберта де Вере 1221 г.
В последующем от широкой полосы ввиду ее неудобства отказываются, в пользу крепления на ремнях, один из которых охватывал низ бедра, а другой пропускался под коленом.
Окшотт датирует отдельные случаи употребления наколенников 1230 годом, ссылаясь на иллюстрацию из кембриджского Апокалипсиса, где изображены именно такие - укрепленные с помощью ремней наколенники. ( Впрочем Норман относит Апокалипсис из Тринити колледжа 1245 - 1250 гг.) Бронепластина имеет вид приплюснутого ромба с выпуклостью в центре, пластина значительно изогнута и прикрывает не только переднюю, но и отчасти боковые поверхности коленного сустава.
Судя по предписаниям из "Королевского зерцала" ( Speculum Regale ), в XIII в., если только верна датировка исландской рукописи, рыцари начинают носить поверх шоссов стеганные штаны до колена. Наколенники начинают прикреплять к низу этих штанов. К середине XIII в. наколенники становятся больше и теперь полностью охватывают колени с боков. Такая форма применяется до середины XIV в., а кое - где и до конца этого столетия.
Встречались наколенники вплетенные в полотно кольчужного чулка. Образец такой конструкции датированный 1260 - 1280 гг. хранится в парижском Музее армии.
Наколенники изготовлялись не только из стали, но и из вываренной кожи. При этом возникает вопрос о количественном соотношении тех и других. Иконографические источники при этом, как правило, не позволяют с уверенностью судить о материале.
Фолкс говорит, что в XIV в. кожа часто использовалась для изготовления поножей и наколенников, ссылаясь при этом на "Кентерберрийские рассказы" Чосера, где упоминаются такие поножи. А также на наколенники со статуй и надгробий этого времени, имеющим декор, который сложно было бы выполнить на металле.
Окшотт отвергает, однако, не утверждая этого категорично, эти предположения, он совершенно справедливо отмечает, что бронникам того периода, способным выковать из цельного листа конический шлем с глубоким куполом, производство стальных наколенников было вполне по силам.
Горелик, описывая рыцарское снаряжение середины XIII в. говорит о наколенниках как о кожаных "на металлическом подбое".
Версия Горелика экстравагантна, но он никак ее не аргументирует и ссылок на какие - либо источники не делает. Видимо она появилась как предположения относительно точек на наколенниках Голиафа из библии Мациевского, которые похожи на головки заклепок. Но вполне возможно, что это либо украшения, либо вольность художника.
Полагаю, можно сделать вывод о том, что изготовить стальной наколенник без сложного декора, бронники XIII в., вполне могли, но при этом наиболее широко распространены в это время были кожаные, отличавшиеся особо искусными украшениями.
К середине XIII в. относится появление желобообразных наголенников, получивших широкое распространение только в первой четверти XIV в., и упоминавшихся еще в документах XV столетия. Такие наголенники привязывались к шоссам.
Интересный и вариант защиты передней поверхности всей ноги показан на флорентийской статуе Гильермо ди Беради 1289 г. Судя по орнаменту кожаной. Она представляет собой единое целое из желобообразного набедренника, желобообразного же наголенника пристегнутых к ноге ремнями и круглой желобообразной пластиной прикрывающей колено, служащей как бы перемычкой.
Трубчатая защита голени, на петлях на внешней и ремнях на внутренней стороне, появляется в последней четверти XIII в. такую конструкцию можно видеть на изображении Святого Георгия с печати города Феррары, датированную 1280 - 1290 гг.
Приблизительно с 1320 г. на неаполитанских фигурах присутствуют набедренники из вываренной кожи.
Примерно к этому же, или чуть более позднему, времени следует отнести появление желобообразных набедренников из стали, которые можно видеть на, датированном 1340 - 1343 гг. изображении Марса в Часовой башне Флорентийского собора.
В течении всего столетия встречаются выполненные как из одного материала, так и комбинированные варианты защиты нижних конечностей. По-прежнему продолжают использоваться кожаные детали.
Параллельно с пластинчатой защитой для ног могла применяться чешуйчатая, правда особой популярностью она не пользовалась, так Блэру известен только один образец, изображенный на мемориальной доске в Дрейтон - Бошам, Бакингемшир.
Во второй четверти XIV в. на смену стеганным пришли бригандинные и шинные набедренники, которые были очень широко распространены и употреблялись до примерно 1360 - хх годов.
С 1340 гг. набирают популярность наколенники меньшего размера, которые могли иметь зачаточные боковые крылья круглой или веерообразной формы. Веерообразное крыло с внешней стороны наколенника встречалось и прежде, хотя и очень редко, к примеру на своде над могилой Эймера де Валенса около 1324 г.
Для итальянских наколенников XV в. была характерна круговая кольчужная подвеска, служившая для защиты стыков между наколенником с набедренником и наголенником.
Упомяну интересные варианты наколенников встречавшихся в середине XIV в.
- Во - первых наголенники чешуйчатой конструкции с надгробия Иоганна Шпирера;
- во - вторых наколенники оформленные в виде львиных голов.
В 1360 - х гг. конструкция набедренников совершенствуется - добавляется задняя створка, прикрепленная к передней половине при помощи петель с внешней и ремней с внутренней стороны бедра. Такие набедренники можно видеть на надгробии флорентийского рыцаря Николо Аччиаюоли Младшего, 1365 г. Позднее, к концу XIV - началу XV вв. от задней створки отказались, видимо она оказалась неудобной для верховой езды.
Характерной для конца XIV - начала XV в.в., хотя встречались такие образцы и в начале XVI в., формы набедренники имели знаменитые ножные латы детского доспеха дофина Карла VI, подаренные собору Шартра в 1383 г. Изготовлялись они из одной пластины, повторяли по форме бедра, с внешней стороны они были выше, чем с внутренней, кромки верхних краев отогнуты под прямым углом. Позднее в XV в. они еще больше выгибаются наружу.
Защита колена состояла из трех частей: перекрывающей набедренник верхней пластины, повторяющей форму коленной чашечки, с овальным боковым крылом на внешней стороне, нижней пластины с прямой нижней кромкой перекрывающей наголенник и центральной соединительной. Воедино пластины скреплялись при помощи заклепок или поворотной шпильки.
Пластины защиты голени опускаются довольно низко при этом, они повторяют форму лодыжек и имеют выемки спереди над подъемом ноги и сзади на пятках. Вся защита ноги прикреплялась ремнями, а так же подвязывалась к поясу.
С развитием пластинчатого доспеха в XV в., для защиты паха и подколенных сгибов используется кольчуга. Защита промежности может иметь вид короткой кольчужной юбки, или плотно прилегавших коротких штанов со свободным пространством для гениталий.
Примерно со второй четверти XV в. боковое крыло наколенников увеличивается в размерах, оттягивается назад, становится выпуклым и приобретает клиновидную складку в середине. Такая форма используется до конца столетия. Для немецкого стиля в этот период характерны меньшие размеры «крыльев».
В это же время, с целью улучшения защиты паха, просвет между ним и отогнутым краем набедренника прикрывается подвижной пластинкой, которая так же имела отогнутый край.
Примерно с середины XV в. задняя поверхность бедра прикрывалась несколькими вертикальными узкими пластинками.
В XV в. использовались удлиненные набедренники, опускавшиеся на голень. Форма поножей серьезных изменений не претерпела. Низ у них стал прямым закругления на щиколотках исчезли.
В начале XVI столетия, основная пластина набедренника укрывает не только переднюю поверхность бедра, но и, охватывает его и с боков. Однако во второй половине века боковые выступы пластину постепенно уменьшаются пока не сходят на нет.
Помимо набедренников существовали наголенники такого же вида. Они охватывали три четверти голени и укреплялись при помощи ремней или, как на некоторых поздних образцах, могли шнуроваться.
Со второй трети века набедренники укорачиваются, отворот верхнего края уменьшается и исчезает. Появляются и остаются в употреблении до XVII в. набедренники из двух, соединенных горизонтально половин, иногда накладывавшихся по диагонали. В 30 - х гг. пользовались популярностью набедренники из горизонтальных пластин. Многие образцы набедренников имели отсоединяющуюся верхнюю часть.
С середины XVI в. боковые крылья уменьшаются и уплощаются.
Наголенники этого периода, изготовляющиеся в Германии, а в более позднее время и в Гринвиче, имеют составленные из узких горизонтальных пластинок участки на месте лодыжек.
В Германии второй половины столетия доспехи могли, правда в редких случаях, иметь защиту колен в виде вертикальных чешуй.
Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.
Плодитесь и размножайтесь! Подписывайтесь, ставьте лайки, ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок!
Яндекс кошелек 4100110526699385