Считается, что фактическое рождение профессии «ландшафтный архитектор» произошло в конце 19-го столетия в Америке. Именно тогда из контекста собственно архитектуры формально выделились еще два смежных отраслевых направления: дизайн и урбанистика. Эти события были следствием бурного строительства молодых городов и развития уже существующих, новая часть которых по размерам территории и количеству жителей значительно превосходила исторические центры.
Значительная концентрация людей требовала также иных подходов к системе городского расселения, ее структуре. Наряду с элементарными удобствами, которыми должна была обладать современная застройка. Резко возросли требования к санитарно-гигиеническому состоянию комфортности и эстетическому облику градостроительных объектов. А это в свою очередь привело к качественному повышению роли ландшафтного пространства.
Стремительное развитие и востребованность новой отрасли – ландшафтной индустрии с главенствующим в ней положением ландшафтного архитектора - были предопределены всем ходом развития современного общества.
Целый ряд задач, возникающих при формировании новой застройки, оказались «адресованными» именно к ландшафтным архитекторам.
Даже простой перечень позволяет судить об их важности и масштабности:
- учет природно-климатических условий в выборе пространственной модели города (застройки);
- построение городской структуры, где взаимодействие с природой дополняется системой искусственно созданных озелененных пространств;
- включение природных территории и вновь созданных в функциональную модель города, где особое значение придается рекреационным целям;
- разработка каждого ландшафтного объекта в качестве отдельного элемента, в целом обладающего четкой функциональной направленностью;
- соединение в одном ландшафтном природном ансамбле архитектурно-художественных решений с природными составляющими - как в единой концепции, так и в отдельных его элементах.
Этим структурным профессиональным изменениям в процессе формирования застройки городов и взаимодействии их с природой предшествовал целый исторический период перехода от влияния, в основном, двух ландшафтных школ (Англии и Франции) на этап выработки в каждой стране самостоятельной национальной стратегии ландшафтной архитектуры.
Современные ландшафтные архитекторы Америки, отдавая дань своим предшественникам, особо выделяют роль Томаса Джефферсона, как начало осмысленной ландшафтной деятельности. Джефферсон неоднократно подчеркивал необходимость стремиться к осмыслению территории и созданию гармоничного ландшафтного пространства при строительстве здании, закладке сельскохозяйственных объектов, освоении любого участка земли как местообитания человека.
Об этом говорилось и в его меморандуме 1771 года. В этом доку менте определялось также, что практически все объекты фермерского хозяйства, и прежде всего сады, должны быть выведены из-под влияния «английской» школы кронирования и аранжировки. Вместо этого предлагалось выделять группы деревьев (кроны) в естественном режиме.
Иллюстрацией реального воплощения ландшафтных идей Джефферсона явился комплекс Монтичелло (Monticello) в штате Вирджиния. В этом объекте на берегу озера можно увидеть симбиоз усадебного владения с парадной панорамой, в основе которой естественный пейзаж, и сада регулярной планировки с радиально-веерным принципом. Комплекс относят к основополагающему принципу теории открытых и закрытых пространств, их чередования, а также введения модульной сетки при застройке.
Без преувеличения можно сказать, что вся система расселения от городских образований, поселков и ферм до уединенных объектов в то далекое время, да и сейчас, полностью базируются на изначальной теории Томаса Джефферсона.
Однако ландшафтная архитектура как отрасль не могла обходиться без стандартов, и стандарты были разработаны Американской ассоциацией ландшафтных архитекторов(ASLA). С уверенностью можно сказать, что сегодня такого полного и всеобъемлющего свода приемов, способов, узлов, типологических построении не имеет ни одна страна мира.
Благодаря этому многостраничному труду все профессионалы «говорят» на одном языке, а ландшафтная индустрия имеет возможность производить материалы и изделия, отвечающие современным требованиям. Именно соблюдение стандартов в подавляющем большинстве случаев является мерилом качества комфорта городов Америки.
Рассмотрим основные типы территории.
Campuses. Коммуны - научно-студенческие городки. Число таких объектов давно перешагнуло 3300. Это уникальные «арт-ансамбли», соединяющие архитектурно-пространственные решения с ландшафтом. Соединение этих творческих направлений создаст функциональный и визуальный эффект.
Одним из авторов идеи создания кампусов был Фредерик Ло Олмстед (Frederick Law Olmsted), проектировщик Стэнфордского Университета. Созданные более двух столетий назад первые американские колледжи Гарвард, Йелль и сегодня воспринимаются как современные комплексы благодаря системе озеленения и грамотно сформированным свободным пространствам.
Университетский городок в Вирджинии еще при жизни Томаса Джефйерсона стал примером ансамблевого решения пространства. Каждый из кампусов неповторим по своим ландшафтным и культурным характеристикам, учитывающим, кроме всего прочего, и климатические особенности региона. В связи с этим было бы неверно утверждать, что все американские кампусы - «близнецы». Коллекции роз, рододендровых, скульптуры, мемориальные посадки придавали индивидуальные черты каждому центру науки. Романский, готический, классический и современный архитектурные стили кампусов подчеркивались соответствующими ландшафтными решениями, что делало каждый опыт уникальным и неповторимым.
Cemeteries. Некрополи. Целая эпоха в развитии одного из направлении ландшафтного искусства. 19-е столетие стало поворотным моментом, изменившим отношение к самому подходу создания мест последнего успокоения человека. Кроме того, возросший интерес к посещению кладбищ как туристических объектов, связанных с историей, определил нишу для данного вида ландшафтов.
Во многих странах мира территории кладбищ рассматриваются как публичные парки. И в этом нет ничего предосудительного и тем более, кощунственного. Вспомните, как издревле называли кладбище - блаженный или последний приют. И потому в общей архитектуре скорбного места, в его ландшафтном оформлении присутствует последняя дань живого уходящему.
В 1831 году усилиями Массачусетского филиала ASLA в Бостоне было создано первое «rural» - кладбище, ставшее прототипом всех последующих.
На 72 акрах, по типу Пер Лашез в Париже, доктор Якоб Бигелоу (Jacob Bigelow) создал входную группу в египетском стиле. Дополняли ансамбль английские сады на основе ландшафтной планировки, формирующей образ некрополя.
К числу первых парков-кладбищ, созданных по ландшафтному плану, относят созданный в 1863 году мемориал в Гетеборге (Gettysburg). Годом позже появился всемирно известный ансамбль Роберта Ли (Robert E.Lee) на Потомаке - Арлингтонское национальное кладбище.
Признавая публичную ценность этих объектов, современные архитекторы, как и раньше, при поиске решения пытаются определиться с выбором: «сад» или «мемориал»?