Найти в Дзене

"Слониха" и "Носорог"

Фанни Корнфорт
Фанни Корнфорт

Фанни Корнфорт, чьи черты были увековечены Данте Габриэлем Россетти на множестве картин, была всего лишь дочерью кузнеца из крошечного городка Стейнинг на севере Великобритании. Ее детство прошло в нужде, а ее образование было самым поверхностным. Но, в отличие от других муз прерафаэлитов, из которых не многие могли похвастаться высоким происхождением, Фанни не строила из себя благородную даму. Она любила украшения и хорошие платья, но ее речь и манеры всегда оставались по-народному грубыми и простыми. Эта прекрасная девушка всегда знала кто она и не испытывала иллюзий по поводу своего положения в обществе или жизненных перспектив, которые ее ожидают.

Bocca Baciata. Данте Габриэль Россетти. 1859 г.
Bocca Baciata. Данте Габриэль Россетти. 1859 г.

Она родилась 3 января 1835 года и при крещении получила имя Сара - Сара Кокс. Именно этот эпизод со сменой имени и послужила основой для устоявшегося клише, что Фанни, до своей встречи с прерафаэлитами, зарабатывала на жизнь проституцией. Правда это или нет - уже никто не узнает.

Девушке был 21 год, когда она повстречала художников братства прогуливаясь вместе со своей тетей на массовых празднествах в Лондоне. Уже на следующий день Сара с теткой пришли в студию Данте Габриэля Россетти для более тесного знакомства и девушка начала позировать для художника. Тогда-то она и назвалась Фанни Корнфорт. Корнфорт - была фамилия отчима ее будущего мужа - Тимоти Хьюза. Имя Фанни часто связывают с именем ее младшей сестры, которая еще в детстве умерла от чахотки.

Фанни практически поселилась в доме Россетти (Тюдор Хаус, дом № 16 по улице Чейни, Челси, Лондон). И впервые в жизни у нее было все: уютный дом, хорошая еда, прекрасная одежда, мужчина, который восхищался ее красотой. Ей не надо было больше думать "о хлебе насущном". О чем еще могла мечтать эта девушка? Разве что о предложении, которое упрочило бы ее положение в этом доме и сделало бы из нее "честную женщину". Вот только предложение от Россетти получила не Фанни, а Элизабет Сиддал - муза, модель и любовница художника, которая появилась в его жизни задолго до Фанни. (Более подробно об участи Элизабет Сиддал можно прочитать тут.)

Голубая беседка. Данте Габриэль Россетти. 1865 г.
Голубая беседка. Данте Габриэль Россетти. 1865 г.

Если до этого момента у Фанни и были иллюзии относительно перспектив в ее взаимоотношениях с Россетти, то, после его женитьбы на Лиззи, они развеялись как дым. Фанни тоже вышла замуж. Ее мужем стал обычный механик и ее давний поклонник Тимоти Хьюз. На бумаге их брак просуществовал вплоть до смерти Тимоти в 1882 году, но фактически брак длился совсем не долго. Жена Россетти Элизабет умерла в 1862 году и связь художника с его "подружкой из народа" возобновилась. Теперь Фанни поселилась в особняке Россетти на правах экономки.

Леди Лилит. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.
Леди Лилит. Данте Габриэль Россетти. 1867 г.

В тяжелые дни после смерти Лиззи, когда художник стал буквально затворником в собственном доме, по крестьянски хозяйственная и заботливая Фанни опекала и оберегала художника и его дом как могла. Несмотря на сложный характер Россетти и его многочисленные увлечения, она оставалась его моделью, экономкой и другом. Именно в эту пору были написаны их лучшие картины. (Именно их, потому что прерафаэлиты считали модель равноправным участником творческого процесса). Некоторые биографы даже поговаривают, что Фанни таки стала второй женой мятежного художника. Полагаю, что в хорошие дни они и впрямь были похожи на семейную пару - почтенная матрона и ее чуть безумный гений.

Прекрасная Розамунда. Данте Габриэль Россетти. 1861 г.
Прекрасная Розамунда. Данте Габриэль Россетти. 1861 г.

Но хороших дней становилось все меньше. В мистических поисках Россетти было все меньше творчества и все больше мании. Пристрастие к алкоголю и опиатам подтачивали моральное и физическое здоровье художника. Его родственники и друзья решили взять художника под свою опеку - Россетти переехал в поместье Моррисов в Оксфордшире. Фанни некоторое время присматривала за домом художника, но , в конце концов, была вынуждена уехать. Она вновь вышла замуж и поселилась со своим мужем Томом Шотом неподалеку. Россетти писал ей множество писем. К этому времени некогда статная Фанни сильно располнела и художник называл ее в своих письмах "мой дорогой слоненок" и посылал ей рисунки слоников. Фанни не оставалась в долгу и именовала стареющего гения "носорогом", намекая на то, что и окружность его талии претерпела существенные изменения.

Некоторые биографы художника полагают, что бойкая и деловая Фанни пыталась обогатиться за счет знаменитого художника и пробиться с его помощью в высший свет. Иные же напротив считают, что Фанни была лишь минутным увлечением в жизни художника и его пылкая но недолговечная страсть испортила девушке жизнь. Но достаточно только прочесть эту позднюю переписку былых любовников, чтобы понять, что до конца их дней Фанни и Россетти связывали самые теплые и нежные чувства. Возможно, именно во взаимоотношениях со "своим дорогим слоненком" Россетти подошел к пониманию простой и земной любви куда ближе, чем в каких-либо других отношениях в своей жизни.

Возлюбленная Фацио или Аурелия. 1863 г.
Возлюбленная Фацио или Аурелия. 1863 г.

Впрочем, слоненком Фанни именовал только Россетти. Несмотря на простонародный нрав и весьма бойкий характер Фанни, которые смущали многих, ее красоту признавали все. "Неповторимо прекрасная с копной золотых, спело-желтых волос", - писал о ней брат Россетти Уильям, а поэт Суинберн именовал ее формы "непристойно-привлекательными". Именно Фанни привнесла в картины Россетти чувственную, земную красоту и совсем не земное спокойствие. Эта девушка, которая большую часть жизни была вынуждена бороться за "свое место под солнцем" обладала взглядом, в котором царил царственный и поистине не земной покой.

Фанни пережила своего кумира на 27 лет. Она закончила свою жизнь в доме для умалишённых, страдая от старческого слабоумия и была похоронена в безымянной могиле в 1909 году.