«А впереди меня ждет жизнь и, если повезет, художественная литература»
Могу по праву назвать 2019 годом закрытых гештальтов: я дочитываю серии книг, начатые два, а то и больше лет назад. Так вышло у меня с тетралогией "Кладбище забытых книг" Карлоса Руиса Сафона. Сафон - испаноязычный писатель, чьи книги называют "новым культурным явлением современной прозы".
Пожалуй, было опрометчиво с моей стороны растягивать цикл на 2 года. Пора завязывать с этой привычкой. Детали забываются, интерес остывает. Притом прочитать Сафона залпом я бы тоже не смогла: 1) четвертая книга вышла совсем недавно; 2) была бы явная передозировка.
Что представляет собой "Кладбище забытых книг"? Смесь готического романа, семейной саги и детектива с легким налетом мистики и толстым слоем любви к книгам. Всё это приправлено духом мрачной Барселоны. Букинистический магазин и тайны прилагаются.
Последняя часть самая объемная. 860 страниц, на минуточку (поэтому и читала весь месяц). "Лабиринт призраков" связывает все части воедино, собирает всех героев в одном месте и развязывает все сюжетные узелки. Но вот из-за неспешного повествования и долгого отсутствия знакомых персонажей я чувствовала себя отчужденно, будто не в ту книгу по ошибке попала.
Слог автора: 9/10. Определенно лучшее, что есть в этих книгах.
Герои: 8/10. Ох, было приятно вернуться к уже знакомым персонажам, но последнюю часть наводняют также и новыеили хорошо забытые старые герои, от которых мне было ни холодно, ни жарко. Слишком много внимания уделено необаятельному (на мой вкус) злодею.
Выписанные цитаты и запомнившиеся моменты: 7/10
Эмоции: 5/10. Провальчик. Несмотря на изящный слог, живых героев и тонкие сюжетные хитросплетения, у меня не было ощущения присутствия в этой истории. Здесь я чувствовала себя лишь сторонним наблюдателем. Магии между Книгой и Читателем не произошло.
Развитие сюжета: 8/10. Провисающая середина, зато эффектный финал.
Хочу читать автора дальше: нет, пока что хватит. Помимо "Кладбища забытых книг", у Сафона я ещё давным-давно с удовольствием читала "Марину" - небольшой такой готический роман о подростках.
Первые две книги, "Тень ветра" и "Игра ангела", произвели на меня гораздо большее впечатление, нежели последующие две части. "Тень ветра" была пропитана огромной любовью к книгам и очаровательной испанской санта-барбарой (не такой запутанной и перенасыщенной, как дальше). "Игра ангела" выбивается из всей серии. Миссия: писателю нужно создать книгу, которая станет основой для новой религии, по приказу зловещего демона издателя. От нее у меня остались самые яркие эмоции. Здесь особое сосредоточение мистики, нелогичности, смерти амебных персонажей и безумия, граничащего с арт-хаусом.
- Едва ли найдется нечто, способное оказать такое влияние на читателя, как первая книга, проложившая путь к его сердцу. Те первые образы, отзвук слов, которые, как нам кажется, остались в далеком прошлом, сопровождают нас всю жизнь. Они возводят в нашей памяти дворец, в который - сколько бы книг мы потом ни прочли, сколько бы миров ни открыли, сколько бы ни узнали и ни позабыли - нам неизбежно предстоит вернуться.
- В каждой книге живет душа - душа написавшего её человека и всех тех, кто её читал и мечтал над ней.
Как прошёл ваш читательский октябрь?