Найти в Дзене
Заполярный фрирайтер

История одной станции

Привет, друзья! Как и обещала, сегодня рассказываю о станции "Тиэтта" - первом научном форпосте Академии наук в Заполярье.

Пробираясь по старой грунтовой дороге вдоль берега Малого Вудъявра, встречаешь неожиданный "экспонат" - остатки фундамента и уголок кирпичной стены. Здесь, посреди гор и заболоченных долинок, в диком краю черники и медведей, меньше всего ожидаешь найти следы человеческого жилья. И тем не менее:

Руины "Тиэтты", 2018 г.
Руины "Тиэтты", 2018 г.

Памятная табличка на стене сообщает, что на этом месте почти сто лет назад стояла научная станция.

Памятная табличка
Памятная табличка

Текст на табличке:

В 1930-1945 годах на этом месте находилась первая на Кольском п.о. научная станция Академии наук СССР "Тиэтта", организатором и руководителем которой являлся академик Александр Евгеньевич Ферсман

История "Тиэтты" - настоящий символ упорства и энтузиазма советских ученых. Не без темной нотки, конечно, но все же.

Больше полезного, интересного и интерактивного, как всегда, в моей группе: обзоры книг и локаций, новинки, игры, отзывы на букблогеров и многое другое.

Станцию построили на живописном берегу озера Малый Вудъявр, между самим озером и хребтом Поачвумчор:

Малый Вудъявр
Малый Вудъявр

Согласно архивным документам, вначале на этом месте стоял деревянный барак. Стройка шла весной 1930-го, а весна в Хибинах - это полтора-два метра снега, и апрель тут наступает в июле. Материалы возили на оленях, расчищали снег вручную. Дороги к станции не было, пробивались прямо через снега. Молибденитовые рудники тогда только-только начинали разрабатываться, и грунтовку к ним проложили лишь к концу лета.

Геологи, ботаники и химики - первые энтузиасты "Тиэтты" - во главе с академиком Ферсманом жили и работали в крохотном деревянном домике, затерянном среди замерзших болот и покрытых снегом гор. Пили чай из самовара, освещали комнаты керосинками и мечтали о великом. Собирали коллекции растений, образцы минералов, любовались полярными сияниями - одни в этом удивительном далеком краю.

"Мы, увлечённые перспективами и красота­ми этого горного края, хотели сделать его центром научного туризма, создать временную летнюю базу для отдельных отрядов и, разбросав в разных частях труднодоступных перевалов, долин и плато простые убежища-хижины, создать условия для широкого на­учного освещения Хибинских и Ловозёрских тундр", - из воспоминаний ак. Ферсмана.

Что ж, мечтам суждено было сбыться - размах советских проектов по освоению Заполярья и добыче минералов в Хибинах не устает поражать, одни ловчорритовые шахты чего стоят. Что уж там, выделить сотню-другую тысяч на научную станцию - святое дело :)

К весне 1932 г. на месте деревянного барака появилось настоящее произведение деревянного зодчества, простоявшее чуть больше десяти лет:

Станция "Тиэтта", начало 1930-х годов. Архивное фото
Станция "Тиэтта", начало 1930-х годов. Архивное фото

Темная страница истории

И вот тут-то начинается не самая приятная часть истории "Тиэтты". Документы прямо не говорят, откуда бралась "рабочая сила" для постройки. Однако людей требовалось много.

Только для обустройства грунтовой дороги к станции понадобилось "рабочих (землекопов) - 200 чел., плотников (на мосты) - 20 чел., лошадей с рабочими при них и конюхами - 20". Ферсман в своей книге "Путешествие за камнем" пишет, что "около двухсот оленей местных саами были заняты на этой работе". Но 200 оленей, даже в комплекте с несколькими крепкими оленеводами, - маловато для того, чтобы за несколько месяцев подвезти стройматериалы по снегам, расчистить участок, выстроить дом и проложить дорогу.

Смотрите также:
Лапландский заповедник: уголок дикой природы
Курорты Мурманской области: вы пожалеете, но вам понравится!

От­вет содержится в протоколе № 88 Президиума Госплана РСФСР от 4 октября 1929 г.: «Просить НКТруд РСФСР и ОГПУ обеспечить раз­работки необходимой рабочей силой, использовав для этого, в частности, организацию УСЛОН (Управление Соловецкими лагерями особого назначения)». Вот так-то. Никто не таит, что Кировск строился заключенными, так что можно не удивляться, что и "Тиэтта" - во многом заслуга каторжников.

"Мы называем нашу станцию лопар­ским словом «Тиетта» потому, что это слово пре­красно передаёт назначение станции, ибо оно обозначает "Наука, Знание, Школа", - писал А.Е. Ферсман

Сегодня все, что осталось от двухэтажного здания станции, - это фундамент:

Рядом с руинами установлена каменная глыба. На ней - слова ученых-энтузиастов:

Текст на табличке:

"Нас влекло стремление не только изучить эту замечательную природу, но и овладеть ее богатством, подчинить их воле советского человека и тем оживить этот безлюдный пустынный край"

Неподалеку установлен железный крест:

Железный крест рядом с руинами "Тиэтты"
Железный крест рядом с руинами "Тиэтты"

Честно говоря, я не знаю, в честь ли ученых он поставлен или по какой-то другой причине. Есть хорошая книга воспоминаний, написанная, если не ошибаюсь, внучкой одного из коллег Ферсмана, но за этой книгой надо ехать в Кировск, в сети я ее найти не могу. Пока работала над этим материалом, вспомнила. Там шикарно описано, как ученые жили и работали в первом здании станции, какие трудности решали, к чему стремились. Такой удивительный опыт освоения сурового северного края. Если найду книгу, обязательно о ней расскажу.

И напоминаю, что в следующих публикациях речь пойдет уже не о Севере, а о делах писательских - конкретнее, о составлении сюжетов с помощью Ultra Outliner. Всем добра, оставайтесь на канале!

------------------------------

Благодарю за внимание! Друзья, понравилась публикация? Ставьте лайки, жмите "поделиться"! С чем-то не согласны? Высказывайтесь в комментариях! И, конечно, подписывайтесь - чтобы я могла радовать вас новыми интересными материалами!

Меня зовут Лидия. Я автор-фантаст и заядлая путешественница. Здесь публикую мои рассказы и тизеры романов (фантастика, мистика, киберпанк), фото популярных мест и заброшек, обзоры книг, полезные статьи и многое другое.

Давайте путешествовать вместе – в реальности и за ее пределами!