Найти в Дзене
Native Channel

Эксклюзивное интервью Вячеслава Малафеева – о футболе, бизнесе и зарплатах футболистов

На сегодняшний день «Группа компаний М16» Малафеева включает не только одно из крупнейших риэлторских агентств Санкт-Петербурга, но и охватывает широкий спектр услуг: юридическую помощь, службу безопасности и даже располагает собственным горнолыжным курортом. На этом деятельность петербургской звезды не заканчивается, ведь он до сих пор занимает влиятельные позиции в структурах футбольного клуба «Зенит», отвечая за решение селекционных и стратегических задач. Как у Вячеслава получается совмещать столь ответственные должности, как он следует за современными трендами и много другое вы узнаете из первых уст – не только прочитаете, но и увидите.

Вячеслав Малафеев сейчас – это…

Ну, во-первых, я человек, который, в принципе, уже добился каких-то результатов в жизни, где-то себя реализовал… Открыл какие-то бизнесы… Что-то получилось в спорте... И человек я целеустремленный - люблю ставить перед собой сложные задачи и добиваться целей. Поэтому хочу еще больше себя раскрыть и больше себя найти.

В 2013 году вы открыли бизнес в сфере недвижимости. Почему?

Недвижимостью интересовался и ранее, но это были первые шаги: присмотреть себе жильё в аренду, снять дом за городом на лето, купить квартиры, чтобы потом их перепродать... И так увлекся - сначала покупал однокомнатные квартиры, перепродавал их, потом начал приобретать коммерческие помещения и глубже познавать рынок, знакомиться с девелоперами, застройщиками, с клиентами. По итогу осознал, что, в принципе, эти начальные знания уже можно использовать в бизнесе. В то же время понимал, что пока играю в футбол, у меня имеется заработок, который можно и нужно как-то распределять – так и начал инвестировать. Мне повезло, что имел право на какие-то ошибки в плане управления - что-то могло пойти не так, но все равно это бы существенно не сказалось бы на финансах.

В то же время начал искать пути расширения инвестиционной деятельности, в частности, другие направления, и, по большому счету, в итоге охватил почти весь сегмент, связанный с недвижимостью: это и загородная, это и коммерческая недвижка, первичный, вторичный рынок. Дальше в ход уже пошли юридические услуги, а также дизайн и ремонт, которым занимается моя супруга. Я, в свою очередь, отвечаю за юридическое направление. У нас также имеется инвестиционное консультирование, и услуги, связанные с финансовыми инструментами. Я создал пул из коммерческих помещений, которые сдаю и получаю пассивный доход. Скажу честно, года два я, в принципе, работал в убыток, на имидж, пробовал различные рекламные инструменты, искал людей, постоянно развивался, учился, пытался найти какую-то идеальную формулу для бизнеса. И буду откровенен, это было достаточно сложно, но у меня не опускались руки, потому что понимал: любой бизнес требует вложений и времени для развития.

Какие вложения потребовались для создания бизнеса?

Приблизительно от 500 тысяч до миллиона каждый месяц в течение полутора лет.

Были ли у вас неудачи в сфере недвижимости?

Конечно, но если говорить о существенных ошибках, то, как таковых, именно с точки зрения руководства компанией и инвестирования в недвижимость – такого не было. Да, было приобретено, допустим, какое-то помещение, не оправдавшее ожиданий. Или, например, другая проблема – приобрел пул квартир, и застройщик обанкротился. В итоге отдали другому застройщику и все закончилось хорошо - рано или поздно всегда получал свои деньги назад. Что касательно именно работы с клиентами, то здесь бывают разные ситуации. И по большому счету это зависит от человека, от клиента, как он воспринимает все. И конечно, если он такой дотошный, и все ему не нравится, то всегда найдет, к чему придраться: мало звонят с предложениями, не видит свои объявления в рекламе, сделку провели неорганизованно и т.д. По большому счету, проблемы, если и были, то в ведении самих сделок, но, чтобы кто-то терял деньги или недвижимость – такого, естественно, не было.

Широкий спектр видов недвижимости в одном агентстве – это сознательная стратегия?

Это была сознательная стратегия и, возможно, неправильная, но мы стали ее придерживаться и ничего - до сих пор работаем во всех направлениях. Это достаточно сложно, потому что очень мало компаний и агентств, которые охватывают все сегменты - в основном кто-то специализируется на первичном рынке, кто-то на элитном, коммерческом и так далее. Тем не менее, мы попытались создать такое одно «окно», универсальную дверь, куда клиент зайдет и получит все услуги и все, что ему необходимо – продать, купить, сдать – неважно что, комнаты или элитный дом. Впрочем, мы потихоньку сдвигаем акцент в пользу крупного премиального сегмента. То есть, мы хотим охватить существенную часть этого рынка, и это тоже достаточно сложно, ведь в Петербурге не так много – ну, наверное, много относительно других городов России – но относительно Москвы, конечно, не много людей, у которых есть достаток или лишние средства для того, чтобы куда-то инвестировать, или менять квартиры каждые три года.

Ваше имя помогает в бизнесе?

Если мы весь бизнес спроецируем на все работающие в нем компании, которые есть в городе, то прекрасно понимаю, что таких игроков предостаточно. И хватает людей со деньгами, которые могут нанять хороших менеджеров, поставить топ-менеджеров в управлении, набрать маркетологов – в целом, это может каждый. Но единственное, чего не будет в этих компаниях – там не будет меня, моего имени. Конечно, человек, который идет и хочет купить недвижимость, он, безусловно, идет не на имя, а на объект - если у тебя есть интересующие его объекты, то он придет и купит. Опять же, может быть, что он ищет в интернете первичную недвижимость для покупки, видит объект, подходящий по цене, который у него вышел первым на первой странице, его изучает, и тут еще заметил – «О, Малафеев, М-16 - слышал, обращусь» - это одна ситуация. А вот если человек, которому нужно что-то продать – он, безусловно, не идет в интернет, не ищет, а спрашивает рекомендации, в основном у своих знакомых и друзей: «А ты не знаешь, а у тебя никто из знакомых не занимается?» И вот тут задача твоя как раз знать всех его знакомых, чтобы они могли тебя посоветовать.

Сколько стоят услуги в вашем агентстве?

У нас нет как таковой четкой тарификации оказания услуг, потому что часто приходят мои знакомые, и я не беру комиссии - по разным причинам, ввиду устоявшихся отношений и так далее. Кому-то делаю большие скидки, а кто-то вообще готов просто заплатить и говорит – «слушай, мне неважно, главное, что я знаю, так это то, что у тебя здесь будет все хорошо, я доверяю и дам сколько следует». Опять же, некоторые приходят и говорят: я хочу столько-то получить денег за свою квартиру, а вы там сколько хотите – сверху и накладывайте. Понятно, что есть какая-то вилка, по которой все работают, на продажу это от 2 до 5%, в зависимости от ситуации, стоимости объекта, сложности объекта, сложности сделки и так далее. И есть первичный рынок, на котором мы вообще не берем деньги с покупателя – нам платят застройщики. То есть, мы являемся удаленным отделом продаж практически всех застройщиков в городе, и человек-клиент, который обращается к нам на приобретение первички – он получает весь спектр услуг: его информируют о всем, что есть на рынке, рассказывают, какие застройщики надежные, какие нет, с кем можно иметь дело, а также мы помогаем с получением ипотеки, у нас есть специализированный брокер.

Кто ваш основной конкурент?

Когда у меня спрашивают: «Кто ваш любимый футболист или кумир», то люблю отвечать – «Таких нет». Так и когда меня спрашивают, кто ваш конкурент: «Как таковых – их нет». Почему? Потому что компаний, которые работают во всех направлениях в городе практически отсутствуют. Услуги, которые мы оказываем дополнительно – такие услуги никто не оказывает. В принципе, у них ни у кого больше нет Вячеслава Малафеева. Обычно, исхожу из того, что в каких-то сегментах у нас есть конкуренты - крупные агентства, застройщики, которые открывают внутри себя агентства и тоже продвигают, как свои дома, так и дома других застройщиков. Но по большому счету, все они имеют какие-то недостатки. Человек придет покупать первичную недвижимость – а ему нужно продать вторичку, допустим, свою, в которой он живет. И в этот момент он не понимает – а где услуга по продаже моей квартиры на вторичном рынке? Ему говорят – мы вот можем только помочь с покупкой. Мы, соответственно, когда берем в продажу, сразу же решаем вопрос с приобретением. У нас были до этого услуги и для иногородних, которые приезжали к нам, и мы размещали их в наших апартаментах или снимали гостиницу, и так далее, то есть мы всегда стараемся быть на шаг впереди. И когда меня спрашивают, кто конкурент – я на них не смотрю.

Компания М-16 – это только недвижимость?

Мы развиваемся, и у нас не только «М-16 Недвижимость», но и «М-16 Group», в которую входит, как я уже говорил до этого, юридическое направление и дизайн-ремонт. Также у нас есть свой горнолыжный клуб и туристическая база, которая является с точки зрения капитализации еще более масштабным проектом. Более того, это не просто бизнес-направление, но и социально значимый объект, потому что многие по разным причинам не могут позволить себе выезжать на заграничные курорты. А у нас можно покататься на лыжах, сноуборде и прочее. Кто не хочет уезжать за рубеж, в принципе, может просто приехать отдохнуть, в домике пожить, сходить на рыбалку, на охоту, грибы, ягоды. Это направление будет развиваться и дальше - хочу сделать спортивный лагерь, в котором будут футбольные поля и инфраструктура, позволяющая развивать футболистов. И тут уже выступаю как отец, у которого есть сын, ему скоро 14 лет будет, и он ездят в футбольный лагерь, однако, уровни питания, проживания и полей не соответствуют ожиданиям родителя. А они все равно платят им за это деньги.

Я буду прорабатывать это направление, и думаю, что с большой вероятностью постелем искусственное поле, сделаем интересные спортивные мини-объекты, которые помогут развивать спортсменов, футболистов. К слову, моя супруга отчасти меня здесь уже опередила, и придумала внутри нашей туристической базы свой некий лагерь, который называется «Перезагрузка», и целевой аудиторией являются женщины, девушки, которые хотят отвлечься, уехать куда-то. Там есть фитнес, йога, психолог, неформальное общение – в общем, хорошо проводят время вместе. И это стало достаточно востребованным, интересным, и многие этим интересуются. Мне кажется, что, если создавать что-то уникальное, такое интересное и которое не будет иметь аналогов и конкуренции – безусловно, оно будет популярным.

Откуда у вас знания в сфере бизнеса?

По большому счету – это книги. Книги и опыт - совмещая эти грани, плюс смотря какие-то видеоматериалы, все это начинаешь проецировать, сопоставлять, с учетом опять же своих знаний, жизненного опыта, ты можешь анализировать и принимать решения нестандартные. Ты ставишь какую-то масштабную цель, но, чтобы до нее дойти, нужно постоянно совершать локальные шаги. То есть каждый день, каждую неделю ты должен что-то придумывать, менять, организовывать, улучшать, убирать излишки, и так далее и тому подобное. То есть это нескончаемый процесс, к сожалению. Те, кто скажут: «Вот, я создал бизнес, продержался 2 года, и сейчас он работает на меня – пусть мне позвонят, расскажет, как это происходит». Это еще с футбола у меня пошло - когда ты только успокаиваешься и понимаешь, что все в порядке, мол, «я в сборной играю, в Зените играю, все хорошо…» и тебе по голове БАМ! Какой-нибудь гол. Потом раз – второй! И все, уверенность теряешь, приходится еще больше работать, потому что можешь потерять место в воротах.

Я привык жить не расслабляясь, хоть это и очень тяжело. В футболе, возможно, на это была определенная причина, так как жизнь была в таком напряжении и стрессе, когда цена твоей ошибки настолько высока, что это может перечеркнуть твою карьеру, и всю твою репутацию, и лишить тебя финансов. И конечно, зависеть от этого – тоже не хотелось. Поэтому ты уже включал другие там источники получения средств, и это заставляло тебя так же думать. Нужна страховка. И даже когда сейчас смотрю футбольные матчи, уже с точки зрения эксперта-профессионала, то всецело понимаю, что вот один футболист себя показал, реализовал в сборной, все супер. А через год о нем забыли.

Почему футболисты так много зарабатывают?

Это вопрос такой, философский. Если у футболиста есть такой контракт, значит, кто-то ему его дал. Значит, стороны нашли какие-то точки соприкосновения и всех это устраивает. В чем беда футболиста в том, что он сам, его представитель, клуб, родители - сделали ему такие условия? Это не его, как говорится, проблема, вопрос лишь в том, что он может стабильно 2-3 года получать доход, пока у него контракт, а потом все - о нем забудут. Это его выбор, то есть, образно говоря, мы говорим о том, что он незаслуженно получает, когда он не играет или играет плохо. Но если он играет плохо, скорее всего, он лишится места в составе и о нем потом забудут. Либо он не играет и о нем еще быстрее тем более забудут. И такого контракта он уже не получит. Поэтому, когда говорят о деньгах, это все равно вопрос времени. Футбол все расставит на свои места. И жизнь тем более.

Я понимаю многих людей, которые говорят: «Вот, он даже не играет, а там такие деньги получает». Но многие забывают, что он до этого лет 15, с раннего возраста он занимался футболом. Он отказывал себе во всем, тренировался, ездил на сборы, а это очень травмоопасно и психологически сложно, и из тех же 1000 ребят не факт, что даже один сможет заиграть. То есть по большому счету, ты тратишь всю свою юность, молодость и так далее, делаешь ставку на спорт – и ты можешь ничего не получить. Зато кому-то удаётся добиться успеха, и все ему говорят: он незаслуженно это получил. Так скажите это тем остальным, кто даже и близко до этого не дошел.

Почему Малафеев завершил футбольную карьеру?

Было несколько версий – у меня есть своя. Наверное, она сейчас, быть может, будет слишком лаконичная, потому что когда завершал карьеру, то пытался найти множество объяснений, связанных со здоровьем, ментальностью, потерей какой-то цели, потери место в составе, стал мало играть и много-много всего... Наверное, сейчас отвечу банально: всему свое время. И, возможно, мое время в спорте закончилось три года назад. Я сделал осознанный выбор, учитывая те обстоятельства: во-первых, я занимал чье-то место и не приносил пользу клубу, во-вторых, терял время с точки зрения собственного развития, потенциала ведения бизнеса, пребывания с семьей, занятием хобби и так далее. Понимал, что в финансовом плане в итоге потеряю, но и сделал все возможное, чтобы нивелировать этот негативный эффект. И в принципе, плюс-минус, так и получилось.

Скучаете ли вы по игре на поле?

Нет. Все равно активно занимаюсь спортом, я сейчас тренирую своего сына, он у меня вратарь, и по большому счету мне этого, в принципе, достаточно - все, что связано со спортом. Я, наверное, и на ворота встал, потому что не любил бегать – поэтому сейчас вполне хватает. Ну, конечно, когда я только завершил карьеру, еще какое-то время играл в футбол, компаниями встречались и так далее. Но сейчас в какой-то степени на все это не хватает времени.

В чем заключается ваша работа в ФК «Зенит»?

По большому счету, это все, что связано с игроками. Начиная с первой команды и заканчивая академией. Это может быть поиск новых футболистов, помощь в обсуждении условий, подписание контрактов, переподписание контрактов, кого отдать в аренду, на каких условиях, кого продать, в какой клуб, на каких условиях - то есть коммуникации между клубами, агентами и игроками. Также связан с организационными моментами – проведение товарищеских матчей, приглашения судей на какие-то матчи молодежной команды или «Зенита-2». Там постоянно возникают вопросы, и иногда даже приходят официальные письма – на них нужно отвечать. Приглашения на всякие сборы, организация этих сборов совместно с департаментом, который занимается логистикой, коммуникация с тренерскими штабами всех команд, помощь игрокам в каких-то ситуациях, связанных с обучением, помощь игрокам иногда в жизненных, когда нужно разрешить какую-то ситуацию. В свое время, когда играл в футбол, не обладал определенными знаниями и конечно, сталкивался с проблемами. А когда ты с ними сталкиваешься, тебе становится некомфортно, сразу что-то тревожит и мешает играть - пусть это и неосознанно, но сказывается на спортивных результатах. Наша задача не только создать такую благоприятную обстановку именно внутри команд, но и дать возможность и понимание всем, как двигаться к основному составу. То есть обеспечить вертикаль от академии до первой команды.

Как вы успеваете совмещать бизнес и работу в ФК «Зенит»?

У меня принцип такой: все, что может сделать кто-то другой, вместо меня, я должен найти этого человека и он должен это сделать. На самом деле, как бы это странным не показалось, можно успевать достаточно много, если ты умело делегируешь и соответственно проверяешь, что это исполнено. Тогда ты можешь охватить, как говориться, больше поля и несколько направлений. Но, безусловно, в этой ситуации все зависит от тех людей, которые рядом с тобой. У меня есть личный ассистент, а также помощники в самых разных направлениях. Но что бы не потребовалось от меня – буду делать. Сам. Когда понимаю, что это лучше сделаю я, то беру телефон и становлюсь крайне убедительным. Потому что принципиальный, и потому что у меня есть такая возможность.