1.
Когда начали строить набережную, весь берег был заставлен лодками и катерами. По вечерам и в выходные дни пермяки любили кататься на них по Каме и плавать на противоположный берег в Курью (автомобильного моста тогда еще не было).
— Многие пермяки на «Слудке» (Слудская горка в районе современного телефонного завода. — Ред.) хранили лодки в гаражах, — рассказывает пермский краевед Вячеслав Красавин. — После постройки набережной эта традиция нарушилась, и люди стали равнодушны к реке. Получается, что набережная отрезала Пермь от воды.
2.
Вообще Перми никогда не везло с набережной, — считает краевед Владимир Гладышев. — Многие известные писатели, побывавшие в нашем городе, вспоминали в своих мемуарах о вечной грязи в районе камских пристаней. Лишь в конце XIX века здесь появилась красивейшая пристань пароходчиков Каменских, выполненная в виде шатра.
Пермь всегда был портовым городом, поэтому самые известные и богатые люди нашего города были, в первую очередь, пароходчиками. Их пристани тянулись к Каме от улицы Монастырской и стали предшественниками современной набережной.
3.
До того как в Перми появилась благоустроенная набережная, пермяки любили прогуливаться по верхней набережной части — от сквера Решетникова до места, где сейчас стоит Дворец правосудия (бывший ДК телефонного завода). Там до строительства Коммунального моста находился набережный сквер, который пришел в негодность после появления моста. Сейчас это сквер имени Гоголя.
А в створе улицы Газеты «Звезда» (бывшая Оханская) стояла вторая ротонда архитектора Ивана Свиязева. Она была точно такой же, как та, что сохранилась до наших дней в парке Горького. И, по словам Владимира Гладышева, пермяки очень любили любоваться закатами на Каме именно из свиязевской ротонды, которую снесли после строительства железнодорожной ветки.
4.
Если спускаться к набережной от створа улицы Сибирской, в районе перехода через ж/д пути можно услышать журчание подземной речки Медведки из-под решеток коллектора. Чуть ниже она вытекает из трубы в Каму.
Еще в 50-х годах Медведка, которая начиналась в болотах возле Черного рынка (сейчас — сквер Уральских Добровольцев), текла по поверхности земли. Ее заточили в трубу, когда строили дом по Сибирской, 1. Рядом с ним находится здание бывшей Кашинской бани, которая использовала воду Медведки.
Кстати, если встать на возвышенность сквера Решетникова, то можно увидеть лог, начинающийся во дворах рядом с гимназией № 2, который оставила после себя подземная Медведка.
5.
Если прогуливаться по современной набережной, можно заметить странные выходы из заросшего деревьями склона. По легенде раньше от пермских заводов к камским пристаням шли подземные ходы. Самый известный — под улицей Сибирской от пивзавода Ижевского товарищества. Говорят, по нему могла проехать запряженная лошадьми повозка, но краеведы эти слухи опровергают.
Между тем, если пройтись по набережной за Коммунальный мост, то на склоне в районе телефонного завода можно увидеть вход в подземелье. Краеведы до сих пор затрудняются дать определение этому дореволюционному ходу.
6.
Не все истории о камской набережной связаны с отдыхом горожан. В Гражданскую войну Кама разделяла две враждебные армии: в Перми стояли войска Колчака, а на правом берегу артиллерия Красной армии осыпала город пушечными снарядами. Стоящие в Средней Курье нефтяные хранилища Нобелей были пробиты, нефть растеклась по Каме и загорелась.
А в 1918 году местные чекисты увозили с пристани Истомина на казнь «врагов революции». По словам Владимира Гладышева, в районе Мотовилихинских заводов на Каме был остров, куда большевики свозили людей и массово расстреливали. Теперь остров скрыт водами Воткинского водохранилища.
В августе того же года от пристани Истомина отчалил катер, на борту которого находился архимандрит Варлаам Белогорский. Его повезли на «остров Мертвых».
— Вместо одной пули, которой хватало простым заложникам, в батюшку всадили несколько обойм, его истязали, а после этого привязали к Варлааму чугунную болванку и пустили на дно, — рассказывает Владимир Гладышев. —Об этом стало известно буквально лет пять назад.
7.
— Когда в Перми построили красивейший речной вокзал, об этом писали все советские СМИ и даже журнал «Огонек», — говорит Владимир Гладышев.
Речной вокзал, который давно не используется по назначению, был построен по проекту архитектора Александра Гинзбурга в стиле «сталинского ампира».
В Пермь, именуемую портом пяти морей, приходили пароходы, своими гудками будоражившие весь город, позже — теплоходы. В 70—80-е годы по воде можно было за считанные часы домчаться до Оханска, Осы и Чайковского на «Ракетах» и «Метеорах», в районе города курсировали речные трамвайчики.
В 90-е годы из-за нерентабельности речные перевозки прекратили свое существование, а здание вокзала стали сдавать под торговые площади. Здесь находился первый в городе клуб с игровыми автоматами, а в 2009 году появился Музей современного искусства PERMM