Найти тему
МОЙ ГОРОД-ПЕРМЬ!

7 малоизвестных фактов о пермской набережной

1.

Когда начали строить набережную, весь берег был заставлен лодками и катерами. По вечерам и в выходные дни пермяки любили кататься на них по Каме и плавать на противоположный берег в Курью (автомобильного моста тогда еще не было).

-2
-3
— Многие пермяки на «Слудке» (Слудская горка в районе современного телефонного завода. — Ред.) хранили лодки в гаражах, — рассказывает пермский краевед Вячеслав Красавин. — После постройки набережной эта традиция нарушилась, и люди стали равнодушны к реке. Получается, что набережная отрезала Пермь от воды.

2.

Вообще Перми никогда не везло с набережной, — считает краевед Владимир Гладышев. — Многие известные писатели, побывавшие в нашем городе, вспоминали в своих мемуарах о вечной грязи в районе камских пристаней. Лишь в конце XIX века здесь появилась красивейшая пристань пароходчиков Каменских, выполненная в виде шатра.
-4
-5
-6
-7

Пермь всегда был портовым городом, поэтому самые известные и богатые люди нашего города были, в первую очередь, пароходчиками. Их пристани тянулись к Каме от улицы Монастырской и стали предшественниками современной набережной.

3.

До того как в Перми появилась благоустроенная набережная, пермяки любили прогуливаться по верхней набережной части — от сквера Решетникова до места, где сейчас стоит Дворец правосудия (бывший ДК телефонного завода). Там до строительства Коммунального моста находился набережный сквер, который пришел в негодность после появления моста. Сейчас это сквер имени Гоголя.

-8
-9
-10
-11

А в створе улицы Газеты «Звезда» (бывшая Оханская) стояла вторая ротонда архитектора Ивана Свиязева. Она была точно такой же, как та, что сохранилась до наших дней в парке Горького. И, по словам Владимира Гладышева, пермяки очень любили любоваться закатами на Каме именно из свиязевской ротонды, которую снесли после строительства железнодорожной ветки.

4.

Если спускаться к набережной от створа улицы Сибирской, в районе перехода через ж/д пути можно услышать журчание подземной речки Медведки из-под решеток коллектора. Чуть ниже она вытекает из трубы в Каму.

Еще в 50-х годах Медведка, которая начиналась в болотах возле Черного рынка (сейчас — сквер Уральских Добровольцев), текла по поверхности земли. Ее заточили в трубу, когда строили дом по Сибирской, 1. Рядом с ним находится здание бывшей Кашинской бани, которая использовала воду Медведки.

-12
-13
-14
-15
-16

Кстати, если встать на возвышенность сквера Решетникова, то можно увидеть лог, начинающийся во дворах рядом с гимназией № 2, который оставила после себя подземная Медведка.

5.

Если прогуливаться по современной набережной, можно заметить странные выходы из заросшего деревьями склона. По легенде раньше от пермских заводов к камским пристаням шли подземные ходы. Самый известный — под улицей Сибирской от пивзавода Ижевского товарищества. Говорят, по нему могла проехать запряженная лошадьми повозка, но краеведы эти слухи опровергают.

-17
-18
-19
-20

Между тем, если пройтись по набережной за Коммунальный мост, то на склоне в районе телефонного завода можно увидеть вход в подземелье. Краеведы до сих пор затрудняются дать определение этому дореволюционному ходу.

6.

Не все истории о камской набережной связаны с отдыхом горожан. В Гражданскую войну Кама разделяла две враждебные армии: в Перми стояли войска Колчака, а на правом берегу артиллерия Красной армии осыпала город пушечными снарядами. Стоящие в Средней Курье нефтяные хранилища Нобелей были пробиты, нефть растеклась по Каме и загорелась.

А в 1918 году местные чекисты увозили с пристани Истомина на казнь «врагов революции». По словам Владимира Гладышева, в районе Мотовилихинских заводов на Каме был остров, куда большевики свозили людей и массово расстреливали. Теперь остров скрыт водами Воткинского водохранилища.

-21
-22
-23

В августе того же года от пристани Истомина отчалил катер, на борту которого находился архимандрит Варлаам Белогорский. Его повезли на «остров Мертвых».

— Вместо одной пули, которой хватало простым заложникам, в батюшку всадили несколько обойм, его истязали, а после этого привязали к Варлааму чугунную болванку и пустили на дно, — рассказывает Владимир Гладышев. —Об этом стало известно буквально лет пять назад.

7.

— Когда в Перми построили красивейший речной вокзал, об этом писали все советские СМИ и даже журнал «Огонек», — говорит Владимир Гладышев.
-24
-25
-26

Речной вокзал, который давно не используется по назначению, был построен по проекту архитектора Александра Гинзбурга в стиле «сталинского ампира».

В Пермь, именуемую портом пяти морей, приходили пароходы, своими гудками будоражившие весь город, позже — теплоходы. В 70—80-е годы по воде можно было за считанные часы домчаться до Оханска, Осы и Чайковского на «Ракетах» и «Метеорах», в районе города курсировали речные трамвайчики.

В 90-е годы из-за нерентабельности речные перевозки прекратили свое существование, а здание вокзала стали сдавать под торговые площади. Здесь находился первый в городе клуб с игровыми автоматами, а в 2009 году появился Музей современного искусства PERMM

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Пермь
215 тыс интересуются