Найти тему
Frantsouzov

Памирский тракт — Алайская долина

Очень красивая дорога из южной столицы Кыргызстана в Алайскую долину, закат над вершинами Памира и первые "сюрпризы" от высоты.

1. Ну что же, вот мы опять оказались в городе Ош. На этот раз уже на другом кемпере и увеличенным составом. По пути наконец-то смогли заправить газовый баллон для кухни, нашли колонку и залили полные баки воды, а также выкинули накопившийся мусор. В общем, за сравнительно небольшое время переделали кучу рутинных караванерских дел. А буквально в 20 метрах от знака, рядом с коротым я стою, расположен супермаркет местной торговой сети "Корзинка", куда мы и отправились, чтобы закупиться продуктами и не только...
1. Ну что же, вот мы опять оказались в городе Ош. На этот раз уже на другом кемпере и увеличенным составом. По пути наконец-то смогли заправить газовый баллон для кухни, нашли колонку и залили полные баки воды, а также выкинули накопившийся мусор. В общем, за сравнительно небольшое время переделали кучу рутинных караванерских дел. А буквально в 20 метрах от знака, рядом с коротым я стою, расположен супермаркет местной торговой сети "Корзинка", куда мы и отправились, чтобы закупиться продуктами и не только...

У нас есть очень удобный складной пластиковый крюк, за который я подвешивал мусорные пакеты на дверных ручках автомобиля. Точнее, был до сегодняшнего утра. Пока вместо ручки я не повесил его на скобу дверного замка на стойке пассажирской двери. А потом порыв ветра захлопнул эту самую дверь, переломив крючок на две части.

В путешествие ты стараешься брать с собой только самое нужное, а практически все вещи имеются лишь в одном экземпляре, и потеря любой из них, особенно той, к которой привык и которой было очень удобно пользоваться, конечно, весьма огорчает. Поэтому вместе с продуктами нам пришлось поискать супер-клей. И так уж получилось, что кассир пробила нам две упаковки — одну я в тот момент держал в руках, а вторую, последнюю, она достала с витрины сама и дважды щёлкнула сканером.

— Будем делать возврат?

Нет, не надо. Видимо, ничего в этом мире не бывает случайно. Через несколько дней лишний тюбик супер-клея сыграет свою важную роль где-то высоко в горах, но на тот момент про это мы ещё не знали.

2. Заправившись топливом (я уже говорил, что российская солярка на юге Киргизии, куда её надо ещё довезти, стоит дешевле, чем у нас в России?), мы покинули город Ош. По пути на трассе регулярно встречали пастухов, ведущих стада вниз. Значит, в горах уже начинает холодать. Хотя внизу ещё самое лето и 27 градусов тепла. Дорога постоянно набирает высоту, берём небольшой по местным меркам перевал — 2389 метров.
2. Заправившись топливом (я уже говорил, что российская солярка на юге Киргизии, куда её надо ещё довезти, стоит дешевле, чем у нас в России?), мы покинули город Ош. По пути на трассе регулярно встречали пастухов, ведущих стада вниз. Значит, в горах уже начинает холодать. Хотя внизу ещё самое лето и 27 градусов тепла. Дорога постоянно набирает высоту, берём небольшой по местным меркам перевал — 2389 метров.
3. После спуска попадаем в городок Гулча — последний крупный населённый пункт в этих краях.
3. После спуска попадаем в городок Гулча — последний крупный населённый пункт в этих краях.
4. Не могли не сфотографироваться со знаком начала района имени Дедушки. Добро пожаловать!
4. Не могли не сфотографироваться со знаком начала района имени Дедушки. Добро пожаловать!
5. По пути обсуждаем, что пейзажи вокруг начинают всё сильнее напоминать Памир — и красками, и силуэтами гор в дымке. Вот странно-то, да? Особенно если учесть, что карта начала утверждать, что мы, оказывается, уже давно едем по Памирскому тракту — самой высокогорной дороге бывшего СССР, соединяющей таджикский город Хорог с киргизским Ошем.
5. По пути обсуждаем, что пейзажи вокруг начинают всё сильнее напоминать Памир — и красками, и силуэтами гор в дымке. Вот странно-то, да? Особенно если учесть, что карта начала утверждать, что мы, оказывается, уже давно едем по Памирскому тракту — самой высокогорной дороге бывшего СССР, соединяющей таджикский город Хорог с киргизским Ошем.
6. Юля очень радуется отсутствию сотового сигнала в этих краях! Как говорится — приключения начинаются!
6. Юля очень радуется отсутствию сотового сигнала в этих краях! Как говорится — приключения начинаются!
7. Между тем погода портится прямо на глазах, а температура воздуха падает через каждые несколько пройденных километров. Помню, были удивлены практически полному отсутствию машин на этом участке трассы.
7. Между тем погода портится прямо на глазах, а температура воздуха падает через каждые несколько пройденных километров. Помню, были удивлены практически полному отсутствию машин на этом участке трассы.
8. А потом началось самое "веселье". Вот за это мы с первого раза влюбились в Киргизию. Горные дороги, серпантины и наборы высоты.
8. А потом началось самое "веселье". Вот за это мы с первого раза влюбились в Киргизию. Горные дороги, серпантины и наборы высоты.
9. На вершине перевала Талдык был очень сильный ветер и 12 градусов тепла.
9. На вершине перевала Талдык был очень сильный ветер и 12 градусов тепла.
10. А потом начался очень крутой спуск в Алайскую долину, когда ты буквально за несколько километров сбрасываешь около 600 метров высоты.
10. А потом начался очень крутой спуск в Алайскую долину, когда ты буквально за несколько километров сбрасываешь около 600 метров высоты.
11. Посёлок Сары-Таш на перекрёстке древних путей. Уже знакомая нам заправка "Памир-Алай", где солярка стоит по 50 рублей за литр. Хорошо, что она вообще здесь есть. Спрашиваем у владельца про погоду, тот говорит, что холодает с каждым днём. Надеюсь, мы не опоздали в эти края.
11. Посёлок Сары-Таш на перекрёстке древних путей. Уже знакомая нам заправка "Памир-Алай", где солярка стоит по 50 рублей за литр. Хорошо, что она вообще здесь есть. Спрашиваем у владельца про погоду, тот говорит, что холодает с каждым днём. Надеюсь, мы не опоздали в эти края.
12. Налево лежит самый простой и быстрый путь в Китай. До киргизского посёлка Иркештам меньше ста километров отличной дороги, а дальше начинаются нереальные перевалы в китайский город Кашгар. Надеюсь, когда-нибудь и мы там окажемся. Недавно я читал интересную статью про жителей тех мест — уйгуров — и что там происходит в наши дни. Если совсем вкратце, то киберпанковое будущее уже вовсю наступило, но я бы так жить не хотел. Кому интересно — ключевые слова для поиска "уйгуры в Китае медуза".
12. Налево лежит самый простой и быстрый путь в Китай. До киргизского посёлка Иркештам меньше ста километров отличной дороги, а дальше начинаются нереальные перевалы в китайский город Кашгар. Надеюсь, когда-нибудь и мы там окажемся. Недавно я читал интересную статью про жителей тех мест — уйгуров — и что там происходит в наши дни. Если совсем вкратце, то киберпанковое будущее уже вовсю наступило, но я бы так жить не хотел. Кому интересно — ключевые слова для поиска "уйгуры в Китае медуза".
13. Направо ведёт отличная трасса через Алайскую долину в Таджикистан и его столицу Душанбе. Но, насколько я знаю, переход там не международный, а только для местных жителей.
13. Направо ведёт отличная трасса через Алайскую долину в Таджикистан и его столицу Душанбе. Но, насколько я знаю, переход там не международный, а только для местных жителей.
14. А прямо виднеются величественные горы Памира. На фотографии они блеклые, так как до них более 30 километров по прямой. Вообще у меня была тогда мысль прокатиться до памирского Мургаба через перевал Ак-Байтал...
14. А прямо виднеются величественные горы Памира. На фотографии они блеклые, так как до них более 30 километров по прямой. Вообще у меня была тогда мысль прокатиться до памирского Мургаба через перевал Ак-Байтал...
15. Но, осознавая, какая погода сейчас в "тёплой" Киргизии, страшно было представлять, что творится в горах на высоте за 4500 метров.
15. Но, осознавая, какая погода сейчас в "тёплой" Киргизии, страшно было представлять, что творится в горах на высоте за 4500 метров.
16. Солнце клонилось к закату, а мы стали думать, что делать дальше. Наша цель — базовый лагерь у Пика Ленина, находится на высоте 3700 метров, а это как бы высоковато с непривычки. Рядом с ним лежит озеро Тулпар-Кёль, куда мы и решили направиться, справедливо полагая, что оно будет пониже. И под это светопреставление на небе рванули по трассе в сторону посёлка Сары-Могол, откуда свернули на грунтовку и отправились в горы.
16. Солнце клонилось к закату, а мы стали думать, что делать дальше. Наша цель — базовый лагерь у Пика Ленина, находится на высоте 3700 метров, а это как бы высоковато с непривычки. Рядом с ним лежит озеро Тулпар-Кёль, куда мы и решили направиться, справедливо полагая, что оно будет пониже. И под это светопреставление на небе рванули по трассе в сторону посёлка Сары-Могол, откуда свернули на грунтовку и отправились в горы.
17. Знаю, что график в поездках важен, а лагерь надо ставить посветлу. Вдвойне обидно, когда во время такого зрелища тебе приходится просто ехать вперёд. Но в тот день у нас был длинных перегон, да и не всё в этой жизни бывает по плану.
17. Знаю, что график в поездках важен, а лагерь надо ставить посветлу. Вдвойне обидно, когда во время такого зрелища тебе приходится просто ехать вперёд. Но в тот день у нас был длинных перегон, да и не всё в этой жизни бывает по плану.
18. На обочинах дороги начинают попадаться яки, которые как бы намекают, что мы на правильном пути. Дальше — выше. И холоднее.
18. На обочинах дороги начинают попадаться яки, которые как бы намекают, что мы на правильном пути. Дальше — выше. И холоднее.
19. Приехали, встали лагерем на берегу озера. Холодно, небо затянуло, ничего не видно. Юля решила устроить "перфоманс" — праздничный ужин из того, что Бог послал. Сосиски, гречка и салатик. Виктор почему-то был не в восторге от ужина, но собаки ясно дали понять, что они ему помогут в случае чего. В общем, мы сюда приехали лишь для того, чтобы скушать всё привезённое с собою. У Юли немного разболелась голова, но таблетка вроде помогла.
19. Приехали, встали лагерем на берегу озера. Холодно, небо затянуло, ничего не видно. Юля решила устроить "перфоманс" — праздничный ужин из того, что Бог послал. Сосиски, гречка и салатик. Виктор почему-то был не в восторге от ужина, но собаки ясно дали понять, что они ему помогут в случае чего. В общем, мы сюда приехали лишь для того, чтобы скушать всё привезённое с собою. У Юли немного разболелась голова, но таблетка вроде помогла.
20. А через полчаса выглядываю из машины, а там такое! Облака почти ушли, Пик Ленина вдалеке, но при этом как на ладони, да ещё и звёзды периодически падают — середина августа, как-никак!
20. А через полчаса выглядываю из машины, а там такое! Облака почти ушли, Пик Ленина вдалеке, но при этом как на ладони, да ещё и звёзды периодически падают — середина августа, как-никак!

И вот я начинаю бегать вокруг машины, фотографировать всю эту красоту, стараясь не упустить ни единого мгновения. Вот то, ради чего мы проделали такой долгий путь, а-а-а-а-а-а!!! И понимаю, что у меня эйфория, а эйфория в горах — это плохо. Кое-как беру себя в руки и отправляюсь спать в "детские" 11 часов в тёплый кемперочек (к счастью, наш салонный отопитель нормально работал в горах).

Ну и наивно было бы предположить, что на этом всё закончилось. В час ночи нас разбудил Витюшка. Обычно если ему что-то не нравилось, он вставал в манеже и начинал плакать, я поднимался к нему, и дальше он, убедившись, что родители рядом и всё хорошо, тут же засыпал снова. На этот раз же он хныкал с закрытыми глазами, словно что-то беспокоило его во сне.

Юля села на кровати и сказала, что тоже не очень себя чувствует. Открываю карту на планшете, смотрю высоту — ровно 3500 метров. Накануне мы ночевали на 1150 метрах. И чего-то ещё удивляемся...

Акклиматизация? Нет, не слышал!

Быстро собираем вещи, опускаем крышу автомобиля. Манеж с Виктором переставляю на кровать, завожу двигатель. Контрольная пробежка с фонариком вокруг, чтобы убедиться, что мы ничего не забыли. И уже через несколько минут мы мчимся по дороге в сторону трассы.

Проезжая очередной ручей, вывешиваю переднее левое колесо, после чего в подвеске на кочках начало что-то стучать, по звуку как будто пружина щелчками садится на своё место. Как-то всё невовремя. Проезжаем около 20 километров, теряя 300 метров высоты. Сразу становится легче. Ставим машину возле какого-то холма, поднимаем крышу и через несколько минут забываемся глубоким сном...