Найти в Дзене
Суровые варгеймы

OGRE. Обзор настольной игры про огромные роботизированные танки.

Кто вы мистер Джексон?

Нельзя начать рассказ об игре не упомянув ее автора — Стива Джексона. Попросим назвать его известную игру, ну же! Манчкин - крикнут настольщики. GURPS - крикнут ролевики. Ogre, Car wars заворчат варгеймеры. Да, вы все правы, диапазон интересов этого геймдизайнера безграничен. На мой взгляд маэстро лучший бизнесмен от мира игр - десятки игр, использование в них известных лицензий (выходящий в этом году Манчкин Warhammer40K чего стоит!) а переиздание его игр на Кикстартере собирают бешеные суммы. Итак, давайте разберёмся что за игру придумал в далеком 1977 году тогда еще 24-летний Стив.

тогда
тогда
и немного позже
и немного позже

Игра посвящена сражениям армий XXI века . Технологический скачек позволил строить огромные роботизированные танки — Огры , cсверхскоростные танки на воздушной подушке (G.E.V.), массово использовать тактическое ядерное оружие. А представляют противоборствующие стороны (в последней версии игры) инфернальные черно-красно-серые North American Combine и ярко-синие Paneuropean Federation.

Базовый сценарий игры разыгрывается на стандартной «марсианской» карте. Один игрок управляет огромным танком Огр Мк3 и его цель – уничтожить вражеский штаб. Второй игрок всеми силами пытается ему помешать, используя пехоту, бронетехнику и артиллерию, которую он сам волен выбрать и закупить на оговоренные сценарием количество очков. Сначала может показаться что Огр — непобедим, но если игрок за обороняющиеся войска будет действовать грамотно, использовать местность в своих целях и хорошо подбирать войска согласно своему плану обороны то, Огру будет крайне сложно выполнить свою задачу. Различные сценарии вносят свои условия в количество и качество войск, участвующих в сценарии и условия победы.

-3

Характеристики на фишке: слева через слеш сила атаки/ ее дальность, D и цифра - защита, М и цифра - движение.

У Огров, в отличие от другой техники, в наичии различное количество батарей разнокалиберных орудий, ракеты, противопехотные лазеры которые имеют свои показатели силы атаки/дальности и защиты (на случай, если станут целью вражеского огня). Также игрок за Огра должен следить за всеми системами танка отмечая полученные повреждения ходовой части, батарей и израсходованных ракет

Ход игрока состоит из следующих фаз:

  • Фаза восстановления

2. Фаза движения

3. Фаза стрельбы

4. Фаза повторного движения судов на воздушной подушке GEV

Как сказал бы магистр Йода: «путем пойдем не традиционным и посмотрим сразу на фазу 2». В ней игрок двигает (по желанию) все свои войска и проводит тараны! Даже тут, в такой простой игре, можно проводить тараны, а в «навороченном» ASL нельзя! Хотя, авторы люди заокеанские,откуда им знать, что такое танковый таран? Да и вообще в starter kit ASL вообще техника не может двигаться задним ходом. Базовая марсианская карта содержит 3 вида местности: чистая местность - даже рассказать про это нечего, кратеры - на эти гексы войска не могут заходить но свободно стреляют через них и «изломы» местности по сторонам гексов – через них может перебраться пехота, а также это не преграда для Огров, стрелять через них могут все. Войска двигаются согласно их параметрам движения. У Огра же все интересней - скорость его движения напрямую зависит от состояния его ходовой части. Все фишки, кроме пехоты, могут таранить друг друга. Когда Огр таранит технику, он получает одно повреждение ходовой, тараня же Огра техника самовыпиливается и наносит 2 повреждения его ходовой части, так что не увлекаемся гусеничным героизмом!

Во время фазы стрельбы игрок за Огра выбирает и комбинирует свое вооружение, выясняет отношение силы атаки к защите цели и бросает куб d6 по таблице результатов стрельбы. Результата там всего три : промах, подавление - подавленная фишка переворачивается и не может ходить и стрелять, ну и уничтожение - фишка убирается с поля.

Обычные войска атакуют Огра совсем по другой схеме. Игрок выбирает куда он будет стрелять: в ходовую часть или орудия. Стреляя по орудиям, как и в случае стрельбы по технике, выясняется соотношение силы атаки и брони орудия. В случае результата «уничтожено» орудие повреждается. При атаке по ходовой части надо сделать бросок по таблице 1 к 1, и, в случае успеха, ходовой части наноситься столько повреждений, сколько насчитывала сила атаки.

Последняя фаза самая простая. Еще раз ходят GEVы, так что тактика «ударил- убежал» в этом случае работает как никогда.

Но вернемся к истории. Через год выходит идейное продолжение игры – G.E.V. Главное нововведение – с марсианской кратерной пустоши дело переноситься на Землю, со всеми ее лесами, городами , реками и морями. За счет этого увеличилась тактическая глубина игры, сценарии игры стали намного более разнообразными и интересными. В моем любимом сценарии войска одной стороны должны отконвоировать поезд из пункта «а» в пункт «б» а войска противника всеми силами этому противятся. Это продолжение обязательно к ознакомлению всем кто заинтересовался OGRE!

Теперь давайте окунемся еще глубже в историю и посмотрим на различные версии и издания Оgre и G.E.V.

1-е и 2-е издания Ogre.

Metagaming выпустило первое издание игры в 1977 году, второе в 1978. Маленький и не дорогой конверт, черно белое исполнение, фишки для разрезания ножницами, а все показатели повреждений Огра записываем отдельно на бумажке. Вот насколько обманчиво исполнение… Какая же большая игра скрывается под этой маской минимализма! 2-е издание сильно не отличалось от первого. В том же году вышло и первое издание G.E.V.

раз
раз
два
два
три!
три!

3-е издание Ogre и G.E.V.

Выпускается уже силами Steve Jackson Games – личной конторы Стива — в 1982 году. Издание примечательно тем что карты стали цветными и (по моде того времени) игра выходила в пластиковой коробке от видео кассеты! Также к игре выходит ряд дополнений. В них: новые игровые поля , миссии, техника и правила.

Огр
Огр
и его братишка
и его братишка

4-е издание игры Ogre: Deluxe Edition

Увидело свет в 1987 году. Большое и красивое поле, фишки вставляются в подставки и стоят вертикально (вах, красиво!) и на них нет обозначения характеристик войск – все вынесено на поле игры (привет миниатюрам).

-9
-10
-11

Ogre: Designer's Edition

В 2013 году грянул гром - собрав $923,680 (почти лям!) на Кickstarter вышло полное «собрание сочинений» Огра / Г.Е.В.! НЕТ СМЫСЛА ОПИСЫВАТЬ ЭТО ВЕЛИКОЛЕПИЕ, НАДО СМОТРЕТЬ!

-12
-13

Затем Стив Джексон снова всем показал как надо зарабатывать деньги.
Параллельно с кикстартерным гигантом вышло почти точное переиздание игры 1977 года.

-14

А в 2016 году вышел Ogre ‐ sixth edition!

Это базовый Огр, которого вытащили из Ogre: Designer's Edition. Сейчас уже вышло первое дополнение и да, нам по кусочкам продадут все внутренности из Designer's Edition. Учитесь, русские бизнесмены!

-15

Можно поиграть и в электронную версию :

- издание 1986 года на DOS https://www.old-games.ru/game/3478.html
- издание 2017 года в Steam https://store.steampowered.com/app/517780/Ogre/

Вместо заключения

Не буду скрывать, я очень люблю эту игру. На мой взгляд это лучший варгейм начального уровня с помощью которого можно хитро завлекать людей в наше хобби . В нем присутствует сочетание простых правил и классической механики варгеймов, а самое главное: в него очень интересно играть благодаря асимметричным сторонам конфликта и обилию сценариев и дополнительных правил. Популярность игры перешагнула границы США,а армия фанатов насчитывает десятки тысяч человек со всех концов света!

японский Огр
японский Огр

Проще всего начать ознакомление с этой игрой приобретя Ogre ‐ sixth edition и планомерно покупая все дополнения. На Кикстартере сейчас проходит сбор средств на первое большое дополнение с картами Ogre Battlefields: https://www.kickstarter.com/projects/sjgames/ogre-battlefields.

Также можно размять руки и запилить себе ПнП версию в классическом оформлении.

И да, удобства ради, используйте электронного помощника для Андройда или Ios.

-17

Зы: Совсем забыл сказать, что Огр успешно перекочевал и в миниатюры, но так как в этом паблике «вы не увидите покрашенных минечек, рулеточек и красивого террейна», то рассказывать об этом я не буду, но необходимую информацию вы легко сможете найти и сами на просторах сети.

ЗЗЫ: есть еще Огр на кубиках и на карточках. =)

ОГРУ — 40 лет !!!
ОГРУ — 40 лет !!!

Если вы хотите узнать больше о подобных варгеймах вступайте в наш «Паблик о суровых варгеймах». В нашей группе много материалов по этим и еще многим другим играм. Если вы хотите ознакомиться с материалами или изготовить свой ПнП варгейм, добро пожаловать в наш архив.