Найти тему
Остановите пленку

Лучшие экранизации произведений Михаила Булгакова. Часть 4. "Мастер и Маргарита"

Какую книгу вы бы взяли с собой на необитаемый остров, если бы могли взять только одну? Мой ответ на этот вопрос без долгих раздумий - "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Удивительный роман, в котором есть всё, что волнует человечество уже не первую тысячу лет: любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло, талант и бездарность, трусость и самоотверженность, а реальность при этом виртуозно перемешана с фантасмагорией.

Михаил Афанасьевич начал работать над романом в 1928 году и писал его до самой смерти, неоднократно полностью меняя концепцию, название и основных персонажей произведения. Одну из рукописных версий он полностью сжёг, осознав в отчаянии, что никогда не сможет опубликовать свою книгу. После смерти писателя его вдова, Елена Сергеевна Булгакова трудилась около тридцати лет над черновиками, создавая окончательный вариант романа, увидевшего свет лишь в 1967 году.

Многие режиссёры не раз брались за экранизацию "Мастера и Маргариты", но практически никому не удавалось снять достойное кино, что порождало разговоры о дьявольском начале и проклятии книги.

В 2005 году Владимир Бортко, не побоявшись мистики и приняв единственно верное решение не менять, насколько это возможно, гениальный булгаковский текст, снял многосерийный фильм "Мастер и Маргарита". После выхода сериала все почему-то принялись его ругать и обижаться на то, что их личные представления о персонажах любимой книги не соответствовали экранным. Я недавно пересмотрела фильм и поняла, что это прекрасная экранизация романа Булгакова, равной которой по сей день ничего нет.

Давайте вспомним вместе фильм и наших замечательных артистов, сыгравших в нём запоминающиеся роли.

Олег Басилашвили в роли Воланда
Олег Басилашвили в роли Воланда

Больше всего нареканий вызывал почему-то в 2005 году Олег Басилашвили, исполнивший роль Воланда. Вот по книге он якобы должен выглядеть, как человек средних лет, что-то около 40-45, а здесь мы видим в этой роли уже пожилого артиста. Но учитывая, что Воланду на самом деле несколько тысяч лет, а выглядеть он может как ему заблагорассудится, эти упрёки кажутся весьма странными и немного смешными. Талантливый артист Басилашвили создал настоящего дьявола Воланда, с его многовековой мудростью и пониманием человеческой сущности со всеми её пороками и недостатками.

Ну и чем Басилашвили не Воланд?
Ну и чем Басилашвили не Воланд?

Второе место по недовольствам зрителей вызывала Анна Ковальчук в роли Маргариты. У каждого были свои представления о том, как она должна была выглядеть и кто из актрис должен был её играть. Мне кажется, особенно по прошествии лет, что Анна Ковальчук отлично справилась с ролью Маргариты, чья скрытая до поры страстность натуры раскрылась после знакомства с Мастером, а самоотверженность любви к нему заставила её идти на бал к самому Сатане.

Анна Ковальчук в роли Маргариты
Анна Ковальчук в роли Маргариты

Мастер в исполнении Александра Галибина тоже далеко не всем пришёлся по душе. Но тут уж всем не угодишь, а хороший артист Галибин раскрыл, на мой взгляд, образ Мастера в полном соответствии с книгой. Да и внешне он немного похож на Булгакова, создавшего гениальный роман в такое совершенно неподходящее время и сильно пострадавшего от этого.

Александр Галибин в роли Мастера
Александр Галибин в роли Мастера

А как хорош в фильме Александр Абдулов в роли заколдованного рыцаря Коровьева-Фагота с печальными при всей его бесшабашной весёлости глазами! Одна из лучших ролей так рано ушедшего от нас артиста.

Александр Абдулов в роли Коровьева
Александр Абдулов в роли Коровьева

Несправедливо было бы не вспомнить и Кирилла Лаврова в роли Понтия Пилата, и Александра Филиппенко в роли Азазелло, и Владислава Галкина в роли Ивана Бездомного, да и многих других хороших артистов в этом фильме. И, несомненно, прекрасные музыкальные композиции Игоря Корнелюка, без которых атмосфера сериала бы не состоялась.

Конечно, возможности современного кинематографа позволили бы сделать более зрелищными некоторые сцены фильма (полет Маргариты на метле над Москвой, бал Сатаны и прочее), и кот Бегемот смотрелся бы сейчас более естественным, но ведь главное все же не в этом, а в умении передать содержание и глубокий смысл книги. И здесь фильму Бортко пока нет равных.

Возможно, через некоторое время другой талантливый режиссёр снимет более современный фильм, где Маргарита снова будет идти по бульвару со своими тревожными жёлтыми цветами навстречу Мастеру - единственной любви своей жизни; тьма, пришедшая со Средиземного моря, накроет ненавидимый прокуратором город; а Воланд со своей свитой прибудет в Москву, чтобы вершить справедливость.

Но это будет уже какая-то другая история, а будет ли она лучше прежней - увидим.

На этом у меня про экранизации Булгакова всё.

О других талантливых экранизациях писала ранее вот здесь, можно перейти по ссылке: Часть 1, часть 2, часть 3.

До встречи!