История советского космоса до сих пор хранит много тайн и неожиданностей, открываемых после снятия завесы секретности тех времён. Знакомимся с некоторыми из них.
1) Тайный город
Сегодня город, в котором начиналась вся ракетная техника и космическая инженерия, называется Королёв, и ни у кого это название не вызывает вопросов или сомнений. Но в XX веке это было сверхсекретное место, которое СССР изо всех сил старались скрыть. Изначально город носил название Калининград – в честь расположенного там завода имени Калинина. Это название жители не любили, и использовалось оно в основном на бумаге. Позже рядом расположенную железнодорожную станцию переименовали в Подлипки–Дачные: видимо, чтобы сбить с толку разведку. Так и стало называться это место Подлипки.
2) Бесхозная ракета
Когда советские инженеры и военные в 1945-1946 годах изучали в Германии оставшуюся от немцев документацию и детали ракет Фау-2, первое время у советского правительства совершенно не было понимания стратегической важности этой темы. Так же, как и не было ясности, кому передать в дальнейшую разработку эту тему. Нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин не представлял, что делать с Фау-2: это ведь не самолёты. Но затруднялся с тем, где могут пригодиться эти ракеты, и министр вооружения Устинов. И хотя в итоге разработка этого направления досталась военным ракетчикам под управлением Устинова, талантом предвидения важности найденных тогда в Германии ракет обладали немногие и прежде всего – Сергей Павлович Королёв.
3) Не тот отец Спутника
Когда в 1957 году был объявлен международный геофизический год, а уже пару месяц спустя СССР запустили свой первый Спутник, стало ясно, что без выступлений на мировой арене не обойтись. Однако в силу секретности никого из ведущих инженеров и конструкторов за рубеж ни выпускать, ни даже озвучивать пофамильно не планировали. Поэтому на конференциях тех лет часто выступал физик и математик, академик Леонид Седов, которого за границей называли отцом-создателем первого Спутника, хотя космической программы он был чрезвычайно далёк.
4) Капут, американцы!
Через два месяца после запуска первого советского Спутника ПС-1 (подробнее читайте здесь) военно-морской флот США попытался запустить свой первый спутник с ракетой «Авангард». Запуск транслировали на всю страну по ТВ. Ракета взлетела – и буквально через двадцать сантиметров медленно стала оседать у пусковой площадки. Американская пресса после этого провального старта окрестила событие заголовком "Капутник". Это был синтез слов Sputnik, которое уже вошло в словарь американцев, и kaput – недаром ракета Фау-2 имела немецкие корни.
5) Тайные почтовые сотрудники
Вся история советской космонавтики – это одна большая и много маленьких тайн, секретов и сверхсекретных объектов. Сотрудники королёвских организаций не имели в документах места работы адресов и названий: всё именовалось почтовыми ящиками, например, п/я 651. Работники «почтовых ящиков» были засекречены. При оформлении на работу давали подписку о неразглашении государственной и военной тайны и о том, что ни при каких обстоятельствах не будут общаться с иностранцами. В случае если по каким-то чрезвычайным причинам сотруднику полагалось контактировать с внешним миром, ему создавали легенду: вымышленную должность в организации, которая не была секретной. Зачастую ею была Академия наук. Для правдивости легенды сотрудников заставляли учить все имена, фамилии и телефоны якобы "коллег", с которым он мог работать в том "липовом" месте.
6) Совет Главных
Из-за завесы секретности за рубежом и в самом СССР при жизни никто не знал имени Сергея Королёва. В советской прессе его называли Главный конструктор, за рубежом порой – Интегралом (в честь корабля из романа Замятина "Мы"). Хотя на самом деле в СССР существовал целый Совет главных конструкторов, к помощи и советам которого Королёв всегда прибегал. В него входили: Михаил Рязанский, Николай Пилюгин, сам Сергей Королёв, Валентин Глушко, Владимир Бармин и Виктор Кузнецов (слева направо на фото ниже). Именно они стояли у истоков советской космонавтики.
7) Знак качества
После отработки и испытаний в паспорт всех систем и агрегатов гагаринского корабля «Восток» заносилась специальная запись «годен для 3КА» (3КА – это был условный индекс этого корабля). Эта запись означала, что оборудование прошло проверку качества для пилотируемых космических кораблей. Годы спустя, когда корабли «Восток» уже отлетали, клеймо «годен для 3КА» долго служило оценкой высшей категории качества ракетно-космической продукции, напоминая о первых полётах.
8) Зелёный городок
Когда летом 1960 года Центр подготовки космонавтов начал свою работу в Московской области, в 25 км от Москвы, первоначальное его название было Зелёный городок. И лишь восемь лет спустя, в 1968 году, Зелёный городок стал Звёздным.
9) Автобус в никуда
Как и всё, связанное с космонавтикой, в советское время Звёздный городок также был засекреченным местом. Его не было на картах, к нему не вели указатели, въезд в город был по строгим пропускам. Однако поскольку многие сотрудники Центра подготовки космонавтов и персонала городка жили в Москве, из столицы в Звёздный ходил специальный автобус. Но до конца восьмидесятых годов у автобуса не было номера и он не значился в списке официальных маршрутов столицы и области. Лишь позднее, в девяностые маршрут был рассекречен и ему присвоили номер 380.
10) Ирония судьбы
В Совет Главных, с конструкторами которого Королёв вёл космические разработки, на заре возникновения входил Валентин Глушко. Но летом 1957 года, когда тяжело и долго тестировали ракету «семёрку», Королёв и Глушко рассорились и не смогли больше продолжать совместную работу. Личные амбиции развели этих конструкторов: Глушко ушёл конструктором ракетных двигателей к сопернику Королёва – Михаилу Янгелю.
До самой своей смерти Королёв возглавлял ОКБ-1. После его преждевременной кончины руководителем после долгих сомнений был назначен заместитель Королёва – Василий Мишин. Спустя восемь лет не самых успешных проектов и запусков Мишин был отстранен от должности. А пост главы бывшего королёвского ОКБ-1 (на тот момент уже НПО "Энергия") занял Валентин Глушко. Так два непримиримых в прошлом конструктора и два бывших друга оказались связаны одним и тем же постом и работой над советскими космическими программами.
О том, как называют космонавтов в разных странах, узнайте тут.
Читайте здесь о судьбе второго космонавта Германа Титова.
Как стать и инженером корабля, и его же космонавтом узнайте из этого материала.
Читайте тут о казусе в Крыму и шраме Гагарина.
****
Ставьте палец вверх, если узнали новое для себя.
Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди будет много интересного!