Найти тему
НУАР-NOIR

Фатальная карьеристка или роковая барышня

Психология коварства в фильме Гас Ван Сента

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)
Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)

После нашего недавнего материала, который посвящен цикличности амплуа кино-блондинок в мрачных фильмах, возник вопрос: есть ли некие переходные формы? Например, совмещение роковой красотки и плохой хорошистки?

Конечно, есть. В качестве примера можно привести Николь Кидман, которая исполнила главную роль в фильме 1995 года «Умереть во имя» (хотя правильнее было переводить «То, за что стоит умереть»). Режиссером ленты выступил на тот момент начинающий, но подающий большие надежды режиссер Гас Ван Сент. К слову сказать, подлинная слава к нему пришла именно после этого фильма, который получил «Золотой Глобус».

Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)
Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)

Тем удивительнее, что наша (имеется в виду отечественная) кинокритика упустила несколько важных моментов. Именно тех, что роднят этот фильм с нуаром. Во-первых, лента подана в качестве телевизионного шоу, что придет ощущение безусловной реальности. В данном случае очевидны аллюзии к «газетной трилогии» Фрица Ланга.

Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)
Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)

Во-вторых, лента базировалась на реальных событиях. Точнее говоря, реальные события были положены в основу романа Джойс Майнард – фильм был его экранизацией. Речь идет о деле Памелы Смарт, молодой учительницы из крошечного города в Нью-Гемпшире. Та тяготилась всем вокруг, в первую очередь своим супругом. В итоге решила проблему «простым способом», соблазнив одного из старшеклассников, она подтолкнула его к тому, чтобы оный «устранил благоверного».

Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)
Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)

Надо сказать, что сюжет, когда "возлюбленный" покушается на супруга, а им манипулирует роковая красотка – классический для нуара. Подобная ситуация лежит в основе «Двойной страховки», фильма 1944 года, который наряду с «Мальтийским соколом» считается эталонным нуаром. Впрочем, обычно виной всему были деньги. В случае с Памелой Смарт повинны были её скука и интимные девиации.

Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)
Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)

Новый лидер показов нашего канала

Для фильма подобное развитие событий оказалось слишком «банальным», а потому историю несколько «обогатили». Надо отметить, что Николь Кидман действительно похожа не реальную Памелу Смарт. Впрочем, в фильме она предстает не учительницей, а болезненно амбициозной особой, которая любыми средствами хочет сделать карьеру на телевидении. В 1990 году (дата реальных событий) мир ещё только знакомился с интернетом, и не подозревал, что когда-то на горизонте возникнут бьюти-блогерши. А потому «успех» и «карьера» ассоциировались с появлением на телеэкране.

Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)
Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)

Юный ангел мрачного кино

Признаюсь, мне в жизни приходилось сталкиваться с разными типами барышень, стремящихся к карьере. И не всегда у них для этого было «призвание», что некоторые из них подменяли гиперактивностью. Не могу их судить за это. Только в случае с Сьюзен (так зовут героиню фильма) её стремление к успеху принимает патологические формы. И на первый взгляд нет ничего плохого в том, что она пытается делать передачу о подростках. Только на выходе для супруга всё это обернулось очень печально (точнее говоря, летально)

Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)
Кадр из фильма "Умереть во имя" (1995)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

Считаю, что фильм обязателен к просмотру всеми, кто хоть сколько-нибудь интересуется мрачным жанром и криминальными лентами. Во-первых, в ленте можно обнаружить следы только-только возникавшего «подросткового нуара». Во-вторых, выше всяких похвал актерская игра. В фильме можно увидеть тех, кто во многом ассоциируется с мрачным кино. В частности, Метта Диллона и только-только начавшего актерскую карьеру Хоакина Феникса. В-третьих, от классического нуара фильму достался такой элемент как «падение во тьму». Особо интересен эффект «погружение в диафрагму», когда становится предельно ясно – судьба законного супруга предрешена.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим анализировать другие фильма Гаса Ван Сента, а потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»