Автор: Редакция Football.ru
Разбираемся в причинах провала армейцев.
«У нас четыре матча без побед? А до этого была такая же серия из положительных результатов. Вы, журналисты, пытаетесь найти только негатив. Но нужно и позитивно смотреть на результаты», – сказал после матча с Зенитом Виктор Гончаренко.
ЦСКА, правда, не побеждает уже больше месяца, а октябрь закончился и вовсе провалом. В некоторых сомнительных СМИ даже прошел слух о возможной отставке Гончаренко по собственному желанию. Хотя у тренеров армейцев есть такая мода писать заявления об увольнении, встречаться с Гинером, а потом выигрывать чемпионство.
ЦСКА – заложник своей игры
Главное достижение Гончаренко – высокий и интенсивный прессинг на чужой половине поля. В РПЛ сразу пять голов армейцы забили после отбора или перехвата мяча на чужой половине поля. Если заглянуть в таблицу самых прессингующих команд лиги, то ЦСКА здесь занимает уверенное второе место сразу после Зенита.
При этом эффективность прессинга зависит от нескольких составляющих. Во-первых, давление со стороны атакующей тройки Чалов-Ахметов-Влашич, которая проводит без мяча спринтами довольно-таки много времени. Эта первая стадия прессинга эффективна практически при любой формации соперника. Во-вторых, подключаются к высокому блоку и «опорники» (в последних матчах Бийол и Бистрович).
Именно здесь и возникает противоядие от высокого блока ЦСКА. Длинная передача сразу отрезает пять игроков армейцев, любой рикошет, ошибка приводит к быстрой контратаке соперника. Например, так было в игре против Ростова. Пусть момент и не касается конкретно стадии прессинга, но наглядно демонстрирует, что происходит с ЦСКА, когда высокий блок отыгран, а низкая оборона не успевает страховать.
Поэтому по воротам армейцев в результате быстрых атак соперника наносится гораздо больше ударов, чем после высокого блока прессинга. В игре против Крыльев ЦСКА пропустил гол с пенальти как раз таки после провальных действий на чужой половине поля и контратаки самарцев.
Тем не менее, упертость в интенсивный прессинг со стороны Гончаренко поражает: «Иногда прессинг очень выхолащивает команду. Когда забираем мяч, не всегда хорошо им распоряжаемся. Отдаем много сил, а на выходе — ноль. Но мы будем продолжать верить в то, что делаем».
В матче против Зенита Гончаренко полностью отказался от высокого блока. Все атаки питерцев встречались строго на своей половине поля. Исключение – ввод мяча в игру вратарем. Таким образом армейцы заставляли Кержакова выбивать мяч, где борьбу Дзюбе и Азмуну были вполне в состоянии оказать три центральных защитника.
Гончаренко максимально насытил середину поля, что не позволило Зениту создавать атаки через центральную зону. Более того, заслуга ЦСКА еще больше заключается в том, что питерцы слишком тормозили свои атаки передачами поперек поля.
В перерыве матча в Санкт-Петербурге Чалов не открыл что-то новое, сказав о выполнении тренерского плана на 100%. Но это лишь подтверждает тезис: ЦСКА приезжал к Зениту не просто обороняться, но и имел свой план на игру, который работал, как минимум, до удаления Бийола.
Стандарты у своих ворот – зло для ЦСКА
«Для того, чтобы лучше защищаться, нужно больше опыта, потому что для молодых футболистов характерно туннельное зрение, когда справа-слева они уже не оценивают эпизоды. А с такой командой, как Зенит, надо смотреть по всем сторонам, чтобы лучше защищаться. Да и все команды в целом достаточно хорошо на стандартах играют», – рассказывал Гончаренко после матча с Зенитом, отвечая на вопрос про ошибки на стандартах у своих ворот.
Зенит нанес пять ударов после стандартных положений, но не смог забить. Всего в чемпионате армейцы пропустили четыре гола после угловых. Концентрация – ключевой момент во время таких моментов. Но с такой молодой линией обороны и перспективным Набабкиным очень сложно быть до конца внимательным.
Здесь сразу вспоминается первый гол Ростова. Как можно было забыть в штрафной Байрамяна? Хотелось бы после того матча послушать Гончаренко, но он был настолько раздосадован, что нашел силы только на пару слов об эмоциях.
Ошибки при угловых и штрафных соперника – результат персональной опеки. Для наглядности вернемся к голу Байрамяна. Если бы ЦСКА применял современную смешанную или хотя бы зонную, то гол Ростова вряд ли бы случился.
Пропущенный мяч от Уфы – очередное подтверждение ошибочной системы армейской защиты при чужих стандартах. Сразу трое уфимцев оказались на дальней штанге в полном одиночестве.
Тяжелый календарь выдерживают не все
Замечено, что в России процент тренеров, жалующихся на календарь, в несколько сотен раз больше, чем где-то еще. Если мы не говорим про странную ситуацию с матчами Ливерпуля, конечно. Сейчас про общую тенденцию.
ЦСКА откровенно проваливает матчи в Лиге Европы вовсе не из-за недостатка опыта, уровня соперников, а только по одной причине: Гончаренко понимает, что нужно чем-то жертвовать ради чемпионата. И происходит забавная ситуация для многих команд РПЛ: отдавать приоритет собственной лиге, чтобы на следующий год в еврокубках делать то же самое. Конечно, в этом лучше всех преуспел коллектив, чье имя начинается на «Спар», а заканчивается на «так», но не в этом суть.
Из-за высокой плотности календаря и с появлением еврокубков ЦСКА начинает сильно сдавать. Это заметно и походу матчей. Если в первом тайме армейцы нанесли 123 удара по чужим воротам при допущенных 76, то во втором ситуация меняется: 125 ударов против 121. Разница ощутима.
Отсюда, соотношение пропущенных голов 4 в первом тайме и 8 – во втором. Это ли не показатель недостаточной физической готовности команды Гончаренко? Хотя тренер после матча не согласился с вопросом журналистов:
«Что касается проблемы вторых таймов, то не думаю, что это усталость. Группа атаки проделывает большой объем работы. Не всегда удается закрывать фланги. Из-за схемы и психологии — скорее вопрос в этом».
ЦСКА прекрасно начал сезон, оказался среди лидеров, но с каждым матчем играет «через не могу». Кажется, что силы совсем покинули команду. После ничьей с Зенитом Андрей Аршавин высказал, пожалуй, главную мысль о том, как армейцы могут справится с этой негативной тенденцией: «Гол на последних минутах матча с Уфой мотивировал игроков ЦСКА. Они объединились ради одной идеи. Поэтому приехали в Питер биться друг за друга и побеждать».
Проблем у армейцев много. Но в такие моменты мог бы свое решающее слово сказать лидер команды на поле (Акинфеева слишком мало). Таковым должен был стать Влашич, но пока он тоже борется с негативными эмоциями и находится не в лучшей форме. Спад случился у каждого. Но на хорвате отразился чуть ли не сильнее всех.
Игрокам ЦСКА больше всех нужна зимняя пауза, иначе на одних только эмоциях много очков не заработаешь. Пока что армейцы в лидирующей группе.
Но скоро все может поменяться.