Интересной особенностью древнегреческой медицины было то, что древние греки считали лекарствами для больных не только микстуры и порошки, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и — в результате — катарсис. А театральные представления практически всегда сопровождала музыка. Что же представляла собой медицина в Древней Греции?
Здоровье является самым ценным активом для каждого человека, который старается сохранить, восстановить и улучшить его. Именно поэтому люди пытались найти причины болезней, зачастую приписывая их сверхъестественным силам, таким как магия или божественный гнев, либо естественным обстоятельствам - окружающей среде, возрасту и образу жизни, из-за которых мог нарушиться гармоничный баланс в теле.
Вера в то, что болезнь - божественное возмездие за нечестивые поступки, преобладала в античной Греции. Лечение также воспринималось как связанный с богами процесс: именно священнослужители предлагали способы умиротворения богов молитвами, жертвоприношением и искуплением вины. Такая теократическая концепция возникла преимущественно из-за неспособности противостоять неизвестным силам окружающего мира, природе и её законам. Поэтому люди обращались за помощью к всемогущим богам - Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Артемиде, Афродите и другим, - чтобы восстановить здоровье. Способность к целительству также приписывалась различным местным божествам и героям.
Культ Асклепия - наиболее почитаемого бога-целителя в греко-римском мире - превзошел остальные по популярности, распространённости и продолжительности. Его святилища, известные как асклепионы, служили больницами, куда стекались люди в надежде на выздоровление, даже после появления христианства, вплоть до V в. н.э. Первое упоминание об Асклепии можно найти в поэме "Илиада" Гомера: он, смертный правитель Трикки в Фессалии, восхваляется как безупречный врач, который учился искусству врачевания и секретам применения лечебных трав у мудрого кентавра Хирона, а его дети, Махаон и Подалирий, также умелые врачеватели, лечили раненых греческих воинов, осаждавших Трою. После поэмы Гомера всевозможные версии мифа об Асклепии появляются в разных регионах.
Первые изображения Асклепия датируются концом V - началом IV в. до н.э. Его обычно представляли как бородатого мужчину среднего роста, в гиматии, перекинутом через левое плечо, с посохом, обвитым змеёй.
Змея воспринималась не только как хтонический элемент и символ возрождения, благодаря своей способности сбрасывать старую кожу, она была священным животным бога. Теперь посох, обвитый змеёй, является международным символом врачей.
Асклепия, по мере распространения культа, стали изображать с членами его семьи, которые олицетворяли здоровье, лечение и другие качества, относящиеся к врачеванию. Рядом с сыновьями Махаоном и Подалирием появились и дочери: Гигиея - богиня здоровья (слово "гигиена" происходит от этого имени), Иасо - богиня лечения, Акесо - богиня терапии и Панацея - всеисцеляющая.
Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.
Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины (сосуд Гигиеи). Кубок Гигиеи используется как основной символ фармации по меньшей мере с 1796 года, когда его выгравировали на монете, созданной для Парижского Общества Фармации (Parisian Society of Pharmacy). С тех пор его переняли многие другие фармацевтические ассоциации по всему миру.
Символ медицины — «Яд и противоядие» в виде чаши со склонившейся над ней змеёй: яд, попадая в чашу, подставленную человеком, превращается в противоядие.
Позже в числе детей Асклепия стали изображать Телесфора (приносящий пользу), который покровительствовал выздоравливающим. Женой Асклепия была Эпиона (облегчающая боль). Её имя имело корень "эпиос" (смягчать, успокаивать), совпадающий с частью имени Асклепий, однако истоки и значение имени бога остаются неясными. Семейства врачей в Древней Греции вели свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.
Несмотря на то, что самые ранние и знаменитые асклепионы находились в Трикке в Фессалии, наиболее значимое святилище бога-целителя основано в Эпидавре на Пелопоннесе, у подножия горы Кинортион, на равнине, изобилующей источниками.
Культ Асклепия, возникший в VI в. до н.э., вобрал в себя ранее существовавший культ Аполлона Малеата - местного бога, обладавшего целительными силами. С конца V века до н.э. культ начал распространяться из Эпидавра по всему эллинскому миру: появилось более 200 асклепионов, например, в Коринфе, Афинах, на острове Кос в Пергаме, в Лебене на Крите, в греческих колониях Киренаики и Южной Италии, а в 291 году до н.э. культ Асклепия принесли в Рим, чтобы справиться с эпидемией чумы.
Как правило асклепионы строили в «курортных» зонах с живописными видами и минеральными источниками. Строения храма условно можно разделить на 4 группы: здания, непосредственно связанные с культом Асклепия, здания для атлетически состязаний, сооружения для паломников, театр. Культовые сооружения включали храм и алтарь божества.
Кроме магических ритуалов асклепиады (жрецы, служители асклепионов) применяли и другие методы лечения, включавшие водолечение, диеты, гимнастические упражнения, использование различных трав и даже хирургические вмешательства. На протяжении ряда веков асклепиады смогли накопить знания по эффективному лечению многих заболеваний.