Первые главы: 1) В станице 2) Отчаяние 3) Побег 4) Катерина 5) Осень 6) Надежда 7) На ярмарке 8) Столкновения 9) Подлость 10) Последствия скандала 11) Похищение 12) Схватка в степи 13) Тревоги 14) Джут
Время действия - 1861 год; Киргиз-кайсаки - прежнее название казахов.
Почему сказала Дунюшка брату, что у неё есть муж, да ещё любимый? Она сама этого не знала. Слетели с её языка эти речи. Может быть, это было единственное объяснение её нежеланию возвращаться. А может, что-то сокровенное, в чём сама себе признаться боялась, вылилось в этих словах.
Сама не заметила Дуня, когда, в какой час, стал ей дорог этот человек. Но захлёстывала её порой нежность к нему, и хотелось быть рядом с ним каждую минуту, чувствовать на себе его восхищённый и любящий взгляд. Хотелось бесконечно купаться в лучах его тепла, его любви, и самой окружать его своей заботой и лаской.
Недоверчиво посмотрел Фёдор на сестру:
- Верно ли говоришь, Дунюшка? Своей ли волей идёшь к ним?
- Своей, братка. Когда в полон взяли, бежать пыталась, думала над собой что наделаю, особливо когда батюшкиного коня у разбойников увидала. А от Есима я только добро видела. Любит он меня. И люди его ко мне всей душой.
- Может быть, съездишь хоть матушку повидать?
- Передай мамыньке поклон земной от меня. Как-нибудь приеду повидать её. Но сейчас не могу. По срочному делу я в Оренбурге.
Вернулась Евдокея в аул, а следом за ней пришёл обоз с закупленными кормами. Посодействовал в совершении сделок расторопный Валит, да и Фёдор, узнав о намерениях Дуни, помог от души. Обещал любимый братка вскорости прислать ещё, взяв с неё обещание приехать к ним в станицу в гости.
Благодарили и благословляли аульчане Дуню, близко к сердцу принявшую их беду, и Есима, не поскупившегося помочь беднякам.
На глазах у всех подошёл к девушке белобородый старец, с благоговением взял её руки, поцеловал их и со слезами на глазах сказал:
- Да буду я жертвой за тебя.
Это ласковое, признательное обращение к младшему, родному человеку, принятое у казахов, растрогало Евдокею. И Есиму почему-то было это очень приятно, счастливо улыбался он и любовался красавицей и умницей Дунюшкой.
Теперь его уже не мучали головокружение и головные боли, и он понемногу выходил на улицу с подвязанной на косынку рукой. Правда, жить пришлось вернуться в дом к Айше, которая вечно была чем-то недовольна, постоянно брюзжала и кого-то осуждала.
Накормленные животные стали приходить в себя, и аульчане успокоились. Теперь уже не страшны были им капризы погоды. Снова стал раздаваться смех, снова зазвучали из уст женщин песни.
Вскорости один богатый аульчанин устроил в своем доме праздник в честь рождения сына. К праздничному дастархану были приглашены самые уважаемые люди аула, а для бедняков забили овечек и раздавали в каждый дом по кусочку, чтобы все сельчане могли отведать угощения.
Приглашённые на праздник-той смотрели на малыша, говорили, что он плохой и некрасивый, чтобы не сглазить ребёнка, а довольные родители цвели от счастья. Рядом с детской люлькой складывали гости свои подарки. Есим повесил на оголовье колыбели богато украшенные уздечку и камчу, чтобы малыш стал хорошим наездником, а Айша положила на мальчика красивые одежды, чтобы жил он в достатке.
Пригласили и Кадишу с Дуней. Посадили их на почётное место – напротив входа, рядом с Есимом и Айшой. У казахов, в отличие от многих других восточных народов, женщины и мужчины всегда сидели за одним дастарханом.
Перед началом пиршества прошёл подросток с кумганчиком и медным тазом, полил на руки гостям. Молодые девушки накрыли дастархан, разложили лепёшки, сладости, сухофрукты.
Гости пили чай, весело обсуждали аульские новости, вспоминали что-то смешное, рассказывали какие-то забавные истории.
Подали главное блюдо казахов, бешбармак, на вершине которого красовалась овечья голова. Почётное право разрезания мяса предоставили Есиму. Приняв с лёгким поклоном блюдо, он передал его одному из старейшин, показав своё уважение к мудрости и старости. С удовольствием принял это право аксакал.
Каждая кость у казахов имеет своё значение, и аксакал не должен ошибиться, нужно оделить каждого гостя в соответствии с его рангом.
Среди гостей оказался юноша-музыкант, играющий на домбре. Дуня с любопытством смотрела на нехитрый инструмент, издающий простенькие хрипловатые звуки.
Но вот музыкант заиграл, и случилось чудо: в звуках домбры услышала она шелест степной травы под ветром. Вот раздался топот лошадиных копыт – несутся кони по степи, грудью раздвигая высокие травы. Вспархивают из под лошадиных ног птицы, разбегается мелкая живность. Это казаки спешат в бой. Суровы их лица, крепко сжимают их руки боевые пики. И словно батюшку увидела Дуняша. Слеза непрошенная выкатилась, по щеке побежала.
- О чём играл ты? – спросила Дуня музыканта, когда он закончил играть.
- Это воины скачут в бой по степи, - ответил юноша.
Снова заиграл музыкант на домбре. Ничего не привиделось на этот раз Дуне. Только сердце защемило от жалости – так мамыньку видеть захотелось. Руки её поцеловать, в глаза её ласковые посмотреть.
- О чём эта музыка была?
- То мать дитя убаюкивает.
Отзывчивым оказалось сердце Дуняши на звуки казахской домбры.
Хорошо провели этот праздник аульчане. А в ночь случилась беда.
Когда уже все спали, пронесся по аулу пастушок-подросток с криком:
- Барымтаааа!
Барымта! Это бедствие уже от рук человеческих. Так называется угон чужого скота. Была барымта открытой или тайной. Открытую барымту совершали в наказание за проступок, и проводилась она с согласия суда старейшин. А тайная была по сути своей воровством. Налетали на табуны и стада мОлодцы - барымтачи, вооруженные пиками и камчами, избивали пастухов, отбивали скот, угоняли его. И происходило это всё с молниеносной быстротой, так, что и опомниться люди не успевали.
В тревоге выбежали из своих домов мужчины, кинулись к своим табунам. Восемь лошадей угнали в этот раз барымтачи. Угнали бы и больше, но пастухи яростно защищали животных, отбивали их у похитителей. И почти сумели поймать одного разбойника, да выскользнул он в последний момент. Только малахай его остался в руках у джигита.
Положили они малахай этот на снег перед Есимом. Взглянул бай – и вдруг узнал, вспомнил. Этот лисий малахай был на вожаке тех воинов, что напали на него в дороге. Теперь Есим понял, кто он – это же Балта-барымтач!
Продолжение следует... (Ссылка на первые главы в начале поста)
Если вам понравилась история, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжения!