Большинству из нас имя Петра Кузьмича Фролова (1775 -1839 гг.) ничего не говорит. Но вот жители Алтая помнят этого знаменитого горного инженера и по сей день. И не зря: Фролов сыграл в становлении горнозаводского дела на Алтае важнейшую роль.
Например, Фролов вместе с картографом Н. Е. Корелиным исследовал водный путь для Нерчинского горного округа по рекам Ангара, Енисей, Обь и Кеть. Фролов лично разработал конструкцию судов, которые должны были плавать по этому водному пути.
А в 1809 г. тот же Фролов по собственному проекту построил чугунно-рельсовую дорогу между Змеиногорским рудником и Змеевским сереброплавильным заводом. Это была первая такая дорога в России. Здесь Фролов применил впервые искусственную насыпь и шпалы, к которым крепились рельсы.
Не случайно Фролова стали называть «Русским Стефенсоном», хотя Джордж Стефенсон испытал паровоз собственной конструкции гораздо позже – в 1814 году. С именем Фролова также связана механизация Зыряновского и Риддеровского алтайских рудников и создание первой в западной Сибири бумажной фабрики и типографии. И им же была основана метростанция в те местах.
Петр Кузьмич Фролов – это не только выдающийся изобретатель. Он же упорядочил библиотеку Алтайских заводов. И по его же инициативе в Барнауле началось строительство горного госпиталя, училища и богадельни. А еще – «Уголка Петербурга», обелиска в честь 100-летия горного дела на Алтае.
Приложил Фролов свою руку и к созданию музея горного дела на Алтае, который до сих можно посетить в городе Змеиногорске. Здесь можно увидеть макеты станков, машин и другой техники, созданных Фроловым специально для этого музея.
Источник:
1. Мурзин А. А. "Glück auf", или Цивилизация горняков / Александр Мурзин. – Екатеринбург : Институт образовательных стратегий, 2018 . 220с.
2. Русский Стефенсон//[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ap22.ru/paper/paper_9879.html