Найти в Дзене
Читайка

Тундра и полярная ночь

Оглавление

Олений поезд

Удивительный караван движется по тундре. Впереди на лучшем "учаге" (верховой олень) пастух Булунского оленесовхоза Егор Чуряев. Чуряев знает тундру от Лены до Омо-лоя, от бухты Тикои до диких хребтов Орулгана. Когда нам нужно было отправиться в пустынную неисследованную область, в восточную часть района, Егор Чуряев нарисовал нам карту. Он рисовал целый день. Его пальцы, привыкшие к сыромятному ремню мамахты, ножу и топору, с трудом водили карандашом. Эта карта не имела ни долгот, ни широт, реки на ней напоминали деревья, хребты гор казались зубцами пил. Но как помогла нам эта карта!

Источник: pixabay.com Пользователь: OpenClipart-Vectors
Источник: pixabay.com Пользователь: OpenClipart-Vectors

В ней был драгоценный опыт старого зоркого охотника и пастуха-оленевода. Вся жизнь Егора Чуряева прошла в беспрерывных странствиях по тундре. Да и не может быть другой жизнь оленевода-пастуха всегда кочующих оленьих стад. Сейчас стадо движется на север. Летом у берегов моря меньше комаров, оводов и мошкары. В прибрежных тундрах спокойней будут выпасаться олени. На голове Егора Чуряева цветной платок. К седлу слева приторочена винтовка в меховом чехле, справа - свернутая мамахта. За Егором следует упряжка оленей на сыромятных поводках, крепко привязанных к седлу.

Еще дальше идут связанные друг с другом группы вьючных оленей. Каждую группу ведет пастух верхом на учаге. Еще дальше верхом на оленях девушки и женщины, подростки и старухи. Гремят чайники и железные печки. Маленькие ребятишки, надежно увязанные, покачиваются, как в люльках, в специально приспособленных седлах.
Целый поезд! И все движутся на север, к морю. Но много пройдет дней, много будет остановок в пути, прежде чем мы увидим поверхность моря, с белыми пятнами льдин.

Источник: pixabay.com Пользователь: Emmie_Norfolk
Источник: pixabay.com Пользователь: Emmie_Norfolk

В тардохе

В декабре наступает полярная ночь, "темное время", время южных ветров и пурги. В ясные морозные ночи на небе разворачиваются причудливые сполохи. Якуты тогда говорят: "балык онюр"- рыба играет. И правда, порою кажется, плывет в небе громадная ярко-цветная рыба, пошевеливая хвостом в звездной гуще. Уже давно вернулось совхозное стадо обратно на зимние пастбища, в лесную полосу. Теперь сурт раскинулся в лесу, в красивой долине, окруженной белыми громадами гор.

Зимою, когда завывает пурга, особенно тепло и уютно в остроконечном тардохе. Сюда не проникает холодный ветер. Мягкие шкуры застилают пол. Докрасна накаляется маленькая железная печка. Снопы красных искр разметывает ветер из трубы. Егор Чуряев, вернувшись домой после объезда стада, за бесконечной вереницей кружек чая рассказывает, то как он был проводником красного отряда во время гражданской войны в районе, то о своей встрече с полулегендарными дикими людьми "кучина", одевающимися в полуобделанные шкуры и не знающими употребления железа.

А то, хитро улыбнувшись, расскажет специально для сына, сказку.

"Один шаман, который жил в этих тундрах, захотел узнать, сколько птиц на свете. Он превратился в лебедя и полетел на юг. Три года пропадал лебедь, а на четвертую весну вернулся. Опустился шаман-лебедь у тардоха и говорит сыну: — Приведи мне белого оленя, но ничего не говори матери. Сын не послушался, все рассказал матери. Жена шамана испугалась, что птица-шаман от них улетит, поймала лебедя да ощипала. Лебедь и издох".

Источник: pixabay.com Пользователь: Alexas_Fotos
Источник: pixabay.com Пользователь: Alexas_Fotos

Маленький кихичан, мастеривший самодельный лук, подымает голову и звонко смеется над гибелью шамана и глупостью его жены.

Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал !)