Сони
Весну и лето прошлого года я провел в Брянском лесу. Мы с лесником забирались в самую глушь, наблюдали жизнь птиц и зверей, собирали мышей, землероек, кротов.
Однажды, расставляя капканчики на опушке елового леса, я заметил среди густых зарослей малины, на вершине одного куста, шаровидное маленькое гнездышко. Оно было похоже на гнездышко птички крапивника, но все же я сразу узнал работу орешниковой сони-мушловки. Это самая маленькая из сонь - не больше домашней мыши. Сверху она красивого охристого цвета, а снизу - белая. Гнездышко, было сделано из сухих листьев, а внутри устлано сухими волокнами растений и свежими листьями папоротника. В гнезде лежало четыре, еще слепых детеныша.
Как я обрадовался своей находке! Ведь до меня в этих местах никто еще не находил мушловок. К сожалению, старых мушловок, мне не удалось поймать. Но лесных сонь я раздобыл. Лесник принес мне их целый выводок. Он поймал старого зверька и с большим трудом достал из узкого дупла дуба пять голеньких детенышей. Я набросал в глубокую жестяную банку мха, листьев, сухой травы и посадил туда соню. Она все время лежала, зарывшись в мох. Я положил в банку кусочек полубелого хлеба, и к вечеру он был наполовину съеден.
Когда я брал зверька в руки, он вертел хвостиком, пищал и, если мог, кусался, хотя и не больно. Сверху моя соня была окрашена в серовато-рыжий цвет, снизу - белая. Под глазом у нее шла черная полоска до самого уха. Так я познакомился с лесной соней, и с мушловкой. Теперь мне хотелось знать, живет ли в Брянских лесах соня-полчок. Это самая крупная и красивая из сонь. Она похожа на белочку, только меньше. Я знал, что искать полчков нужно в тех участках леса, где много дубов, перестойных осин, берез.
После долгих поисков мне удалось найти, наконец, их жилье в трухлявом стволе одиноко стоявшей среди молодого леса осины. Здесь жила пара, самец и самка. Долго возился я, чтобы выгнать полчков из дупла, сильно стучал палкой по стволу, но полчки не обращали внимания. Только когда я влез на дерево и добрался почти до самого дупла, сони решили оставить свое жилище. В дупле не было никакой подстилки, кроме мелких кусочков древесины.
На воле сони очень проворно лазали по самым тонким и гибким веточкам, перепрыгивали с ветки на ветку, и прекрасно затаивались в листве. Днем полчки забирались в дупло и только в сумерки выходили на охоту. Тогда лишь по шелесту листьев можно было определить, где находится зверек.
Сфагнум- хозяин болота
На торфяных болотах растет интересный мох - сфагнум. Попробуешь копать, чтобы вытащить его с корнем, ничего не выйдет. В глубине бледно-зеленый стебель превращается в белый, еще глубже - в коричневый, и как-то постепенно исчезает, не образуя корней. Можешь вырыть яму в несколько метров глубиной и не докопаться до настоящей земли, все будет выбрасывать лопата бурую массу торфа.
Что же это за растение, растущее без корней? Да корни сфагнуму и не нужны. Если взять его стебель или лист и положить под микроскоп, странная представится картина, весь он состоит из больших мертвых клеток. Лишь изредка среди этих мертвых, бесцветных клеток попадаются живые, зеленые. Вот почему и кажется сфагнум бледно-зеленого цвета.
Растет сфагнум в мокром, сыром месте - на болоте, а в почвенной воде не нуждается. Наоборот, он даже не переносит большого количества растворенных в ней минеральных солей. Питается он дождевой водой. Через отверстия в его мертвых клетках впитывается дождевая вода, наполняет все растение и сохраняется в нем.
Сфагнум не только растет на болоте, он сам болото делает. Если на влажной почве среди других мхов поселится сфагнум, через несколько лет здесь будет болото. Это потому, что талая и дождевая вода, скопляясь между тонких стеблей и листьев сфагнума, плохо оттуда испаряется. Ходишь по сфагновому ковру, хлюпает под ногами вода. А посмотришь на другие растения, удивишься. Вот хотя бы багульник. Листья еще загнуты краями вниз, чтобы уменьшить свою нижнюю поверхность, где расположены устьица, отверстия, через которые растение испаряет воду.
Это в степях, где мало воды и горячо жжет солнце, растения одеваются пушком, чтобы защитить себя от высыхания. Но здесь, на болоте, зачем растениям пушок? Ведь тут, кажется, воды вдоволь. И вот, оказывается, растениям воды здесь не хватает. Идешь днем по мху босиком - вода теплая, а как завязнет нога в "окне" (провал в торфу), сразу коченеешь, словно на лед наступил. Торф - плохой проводник тепла, и даже летнее солнце не может нагреть насыщающую торф воду. А для растения холодная вода - не вода. Такую воду корни почти не могут впитывать. Есть вода, да использовать ее нельзя. Ученые называют такую сухость "физиологической".
Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!)