Найти в Дзене
Заметки о живописи

Пьер Огюст Ренуар. Моне читает

П. О. Ренуар. "Моне читает".  (1872)
П. О. Ренуар. "Моне читает". (1872)

Пьер Огюст Ренуар рисовал с самого детства... Казалось бы, судьба мальчика была предрешена.

Однако, помимо рисования, Ренуар ещё и хорошо пел. Настолько хорошо, что у него было место в церковном хоре...

Регент, руководивший хором, посоветовал родителям Ренуара подумать о музыкальной карьере сына... Отец же, далёкий от мира музыки, мечтал, чтобы Огюст стал художником по фарфору.

Так и случилось.

В 13 лет молодой человек действительно поступил на фарфоровую фабрику – и был вполне доволен своей работой. Однако технический прогресс скоро вытеснил ручную роспись фарфоровых изделий, и Ренуару пришлось искать другие средства заработка...

Он расписывал то стены, то веера и шторы, однако достигнутое было не тем, к чему он стремился...

В 1862 году он поступил в Школу изящных искусств в Париже. Его наставнику, Шарлю Глейру, приверженцу традиционной живописи, не нравилось, как Ренуар работал с цветом: художник подбирал для своих картин исключительно сочные, яркие краски...

Что же делать?

Меняться самому или менять окружающий тебя мир?..

В одно время с Ренуаром учились Фредерик Базиль, Альфред Сислей и Клод Моне.

Молодые люди скоро подружились и стали вместе думать, как освободить живопись от оков академизма.

Скоро мастерская Глейра закрылась, и Ренуар, как и его товарищи, стал работать на плэнере, где можно было поймать – и передать – мимолетные состояния природы.

Именно на плэнере и зародился импрессионизм.

Живопись жизни...

В технике импрессионизма написан и портрет близкого друга РенуараКлода Моне: "Моне читает".

По сути, мы видим перед собой монохромный портрет. Светлые акценты расставлены здесь в шахматном порядке: полированная ручка кресла, белый обшлаг рубашки, рука, сжимающая газетные листы, выплывающая из мрака трубка, выхваченнный из общего тёмного фона кончик носа и щеки художника, его позолоченные светом усы...

И все это в погруженной в вечерний полумрак комнате.

Замечательно прописана деревянная текстура трубки, гладкость её полированных боков, которые так и сияют в лучах заходящего солнца.

По всей видимости, Клод Моне сидит у окна, пытаясь поймать последний, стремительно уходящий свет...

Взгляните, как он склонил голову, как развернул газету – именно на неё и падают солнечные лучи, в то время как фигура художника остаётся в тени.

Дым из трубки поднимается вверх, в пронизанное светом пространство, и мы видим, как много воздуха в комнате.

Именно эта воздушность и покоряет нас при первом взгляде на картину.

А покоряя, помогает вместе с тем глубже понять импрессионизм.

Всю его изменчивую сущность...

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Пьер Огюст Ренуар. Конькобежцы в Булонском лесу

Клод Моне. Лед на Сене в Буживале