Найти тему

Расшифровываем «Послов»

Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший еще при жизни прославился как выдающийся мастер портрета. Одной из его самых загадочных и необычных работ стала картина «Послы» (1533). Ее заказали художнику друзья: французский посол Жан де Дентвилль и епископ Жорж де Сельв. Гольбейн показал их в полный рост и подробно рассказал нам об их интересах и увлечениях, поместив ряд любопытных вещей на полках этажерки в центре картины:

Стремление к высокому
На верхнем ряду этажерки лежат предметы для изучения движения небесных светил: астрономический глобус, солнечные часы, цилиндрический календарь и другие мудрёные вещицы. При этом глобус обращен к де Дентвиллю созвездием Стрельца (вероятно, именно под ним он родился), а под рукой де Сельва находится книга, на обрезе которой значится надпись: «В возрасте 24 лет».

Земной мир
На нижнем ярусе расположены вещи, относящиеся к земной жизни. На глобусе можно распознать Францию с названием замка де Дентвилля в Шампани. Книга с угольником в качестве закладки – это «Новое полное руководство к любым коммерческим вычислениям». Рядом лежат ноты – сборник лютеранских псалмов. Флейты оставлены в футлярах: сейчас им не время услаждать слух своим нежным пением. А лютня под этажеркой и вовсе погружена в глубокую тень и обращена струнами вниз. Возможно, всё это – знаки того, что друзья – серьезные люди, не склонные предаваться удовольствиям светского музицирования.

Граница двух миров
Де Дентвилль являлся рыцарем ордена Св. Михаила, поэтому неслучайно на нем медальон, украшенный изображением Архангела, который сбрасывает дракона на землю. Медальон приходится как раз на границу двух ярусов с атрибутами «небесного» и «земного».

-2

Загадочное изображение
И все бы ясно и хорошо, если бы не странное изображение, «зависшее» внизу картины. Присмотревшись, мы увидим, что это не что иное, как череп. Правда, написанный Гольбейном в каком-то искаженном виде – такой тип изображения называется «анаморфоза». Это означает, что изображенный предмет обретает «правильную» форму только при взгляде на него с определенной точки зрения. В нашем случае на череп нужно смотреть встав с правого края картины (или лежа у левого края – как вам больше нравится). Но зачем заказчикам понадобился этот странный череп?

Смысл
При взгляде на послов создается впечатление их разобщенности, того, что каждый из них погружен в собственные размышления. Но в действительности их объединяет одна общая мысль. Какая?

-3

Посмотрите в левый верхний угол картины: занавеска приоткрывает серебряное распятие. Друзья как бы находятся по сторонам креста, мысленно созерцая страдания Спасителя. И череп, который обычно присутствует в иконографии распятия (череп Адама – символ смерти, которую побеждает Христос) – это образ, появляющийся именно в их воображении. При этом глазницы черепа уставлены на распятие, как в картине Рогира ван дер Вейдена. И если выбрать точку зрения, с которой череп приобретет объемную форму, все остальные предметы на картине «размажутся», то есть отойдут на далекий задний план перед истиной христианской веры, к которой устремлены мысленные взоры наших послов.

Вот такая необычная картина.

Как вам «Послы»? Поняли ли вы сразу, что внизу череп?)