Кино позволяет зрителям пройти через опыт, который развивается с течением времени, захватывая их внимание и вызывая последовательность процессов восприятия, когнитивных и эмоциональных процессов.
На протяжении многих лет кинематографисты разработали целый арсенал кинематографических устройств для прямого просмотра фильмов зрителями. Хотя идея о том, что фильмы могут оказывать сильное влияние на сознание зрителей, была признана с первых дней кино , до появления неинвазивных методов нейроизображения в начале девяностых годов не было возможности проникнуть в сознание зрителя и записать его или ее психические состояния во время просмотра фильма.
МРТ
Последние достижения в функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) предлагают возможность измерения активности мозга во время свободного просмотра фильмов. МРТ использует магнитно-резонансный томограф (МРТ), как это обычно используется для клинической оценки анатомии человека, который перепрограммируется для получения серии 3D изображений активности мозга в дополнение к анатомии мозга. Это позволило начать новую эру исследований функций и дисфункции человеческого мозга в дополнение к более инвазивным методам измерения нервной активности в животных моделях.
В типичном эксперименте МРТ, временные ряды изображений мозговой активности собирается в то время как стимул или когнитивные задачи систематически меняется.
Функциональная магнитно-резонансная томография была использована для измерения активности мозга в первую очередь в контексте строго контролируемых экспериментов с чрезвычайно простыми стимулами. Из-за пространственно-временной сложности последовательности фильмов традиционные методы анализа данных МРТ, основанные на гипотезах, в основном не подходят для обработки данных, полученных во время просмотра фильмов. Поэтому учёные представили новый метод межсубъектного корреляционного анализа (ISC), который измеряет сходства в мозговой активности всех зрителей .
МНК сравнивает время отклика в каждой области мозга (например, в небольшой области зрительной системы головного мозга) с временем отклика одного зрителя на время отклика, полученное в той же области мозга от других зрителей. Поскольку все зрители смотрели один и тот же фильм, МНК, используя компьютерную технику, определяет регионы, в которых время отклика было одинаковым для всех зрителей. Межпредметный корреляционный анализ использовался ранее для изучения временных масштабов нейронной обработки, нейронных основ межгрупповых различий, социального познания, памяти и обучения.
Есть два важных следствия вывода, что фильм может вызвать аналогичные временные курсы мозговой активности среди зрителей. Во-первых, некоторые фильмы обладают способностью "контролировать" нейронные реакции зрителей. Под "контролем" учёные подразумевают, что последовательность нейронных состояний, вызываемых фильмом, надежна и предсказуема, без вынесения каких-либо эстетических или этических суждений о том, желательны ли средства для такого контроля.
Во-вторых, исходя из предположения, что психические состояния тесно связаны с состоянием мозга (широко распространено мнение, что это так у большинства неврологов и многих философов), контроль состояния мозга зрителей для наших целей аналогичен контролю их психических состояний, включая восприятие, эмоции, мысли, установки и т.д. В данной статье предлагается использовать ISC для измерения эффективности популярных медиа в мозгу зрителей. Идея относительно проста и понятна. В кино некоторые фильмы (или сегменты фильмов) приводят большинство зрителей через схожую последовательность перцептивных, эмоциональных и когнитивных состояний.
Такой жесткий контроль над сознанием зрителей будет отражен в сходстве активности мозга (высокий ISC) у большинства зрителей. Другие же фильмы, напротив, оказывают (намеренно или непреднамеренно) меньший контроль над реакцией зрителей во время просмотра фильма (например, меньше контроля над эмоциями и мыслями зрителей). В таких случаях исследователи ожидают, что будет меньше контроля над мозговой активностью зрителя, т.е. больше изменчивости среди зрителей (низкий ISC).
Например, высокий уровень ISC в визуальных или слуховых областях в ответ на данную последовательность фильмов подразумевает высокую эффективность визуального изображения или звуковой дорожки, соответственно, на зрительном или слуховом восприятии зрителей. Аналогичным образом, высокий уровень МНК в областях мозга, связанных с эмоциональными процессами или когнитивными процессами, позволяет оценить эффективность фильма для контроля эмоций и мыслей зрителей, соответственно.
Специфика и селективность межсубъектной корреляции
Свидетельствует ли высокая распространенность межсубъектной корреляции о привлекательной силе структуры фильма или случайный эпифеномен, который ничего не может сказать о характеристиках этого фильма? Чтобы выделить промежуточные параметры, определяющие работу ISC в каждом мозговом регионе, учёные систематически манипулировали различными аспектами последовательности фильмов. Во-первых, они установили, что сходство во времени отклика курсов для всех зрителей было вызвано содержанием фильма. Измерение ISC между мозгами зрителей в полной темноте не выявило никаких доказательств такой корреляции между мозгами зрителей.
Аналогичным образом, не было обнаружено никаких доказательств того, что МНК смотрел разные сегменты одного и того же фильма. Эти данные свидетельствуют о том, что наблюдаемое сходство в деятельности мозга было время заблокировано, и, следовательно, вызвано конкретной последовательности событий в фильме. Другими словами, один и тот же ход событий может заставить нас (и наш мозг), в некоторых случаях, реагировать аналогичным образом. Однако, в отсутствие внешней стимуляции (как в темноте), или при воздействии различных последовательностей событий (различные сегменты одного и того же фильма), наш мозг реагирует по-разному.
Во-вторых, учёные установили, что МНК зависит от характеристик конкретной последовательности фильмов и что не для всех видов кинофильмов были получены высокие уровни МНК. В фильмах изображены сложные события. С одной стороны, простое воздействие на зрителей одной и той же последовательности событий может в какой-то степени вызвать аналогичные реакции в их мозгу.
Межсубъектный корреляционный анализ
Если бы это было так, уровень ISC варьировался в зависимости от уровня контроля над психическим состоянием зрителей и был бы менее заметен в реальных ситуациях открытого типа. Чтобы отличить эти две возможности, исследователи представили зрителям 10-минутный, неотредактированный, односерийный видеоклип воскресного утреннего концерта в Вашингтон Сквер Парк в Нью-Йорке. Один выстрел был сделан с фиксированной точки зрения, позволяя людям входить и выходить из кадра без какого-либо вмешательства с нашей стороны. Таким образом, в этом эксперименте учёные сравнили ISC с ISC для неструктурированного события реальной жизни , и ISC для плотно отредактированного и влиятельного коммерческого фильма. Неструктурированный односерийный видеоролик вызвал гораздо меньше откликов среди зрителей, чем фильм Серджио Леоне "Хорошее, плохое и уродливое" .
ISC был по-прежнему высоким в нескольких визуальных и слуховых областях и в области боковой затылочной доли, которая, как известно, участвует в распознавании объектов. Эти результаты показывают, что простое механическое воспроизведение реальности, без намерения или вмешательства режиссера, само по себе недостаточно для контроля мозговой активности зрителя. В этом эксперименте учёные представили зрителям клип произвольной последовательности событий в парке. Возможно, что некоторые другие представления реальных событий будут иметь больший доступ к ответам зрителей, вызывая более высокую корреляцию в их реакции мозга. Однако вполне возможно, что большинство произвольных последовательностей событий или кадров будут иметь небольшой контроль над реакцией зрителей.
Данные свидетельствуют о том, что достижение жесткого контроля над мозгами зрителей во время просмотра фильма требует, в большинстве случаев, целенаправленного эстетического построения последовательности фильмов. В-третьих, исследователи установили, что МНК отделил мозговую активность от образов фильма, начиная с мозговой активности и заканчивая саундтреком к фильму. Кроме того, МНК определил мультимодальные области мозга, которые выполняют когнитивную обработку, не зависящую от способа представления (визуальный или аудио). Фильмы состоят из последовательности аудиовизуальных стимулов.
Чтобы отделить нейронные реакции на изображения фильма от нейронных ответов на саундтрек, мы сравнили ISC для хорошо структурированного и визуально управляемого фильма, из которого мы удалилили саундтрек с ISC для хорошо структурированного сегмента саундтрек аудио книги. Результаты показали сильную специфику, в которой зрительная кора была тесно коррелирована между зрителями во время просмотра фильма с удаленным саундтреком, но не во время прослушивания истории, и наоборот для слуховой коры.
Продолжение следует...