В наших краях почему-то давно и страстно принято считать, что лучшей экранизацией прекрасной книги Дюма «Три мушкетера» является музыкальный водевильчик «Д`Артаньян и три мушкетера». А Михаил Боярский, соответственно – лучший Д`Артаньян в истории кино.
Это не совсем так, точнее совсем не так. И уж если честно, то лучше всего по этому поводу высказался Гафт:
«Зачем ты, Миша, так орешь,
Давно ограбленный еврей?
Ты Д'Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты – плебей»
На самом деле, при всей популярности и легкости фильма Юнгвальда-Хилькевича, это, конечно, не «Три мушкетера», если хотя бы на немного открыть книгу. Это музыкальный фильм по мотивам. А вот песни в советской версии на самом деле неплохие. Еще бы актеры не дурачились в фильме, как это делали Табаков, Фрейндлих и в особенности Терехова, совершенно неудачная в роли миледи (поговорить об этом можно в другой моей статье).
А кто же тогда лучший Д`Артаньян, если не Боярский?
Жерар Баррэ, конечно!
Самый признанный Д`Артаньян изо всех Д`Артаньянов. Вот у него то получилась роль настоящего дворянина, а не, простите, гопника со шпагой, которого изображал Боярский.
Все-таки хоть Д`Артаньян был и не из самого знатного рода, да и богатством не блистал, не стоит забывать, что он был дворянин и потомок дворянина, потомственный военный со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот у Баррэ он и получился как раз лучше всего.
К сожалению, сейчас многие просто не смотрели французскую экранизацию «Трех мушкетеров» 1961 года. А ведь она прекрасно дублирована на русском языке и эта версия как нельзя лучше передает дух знаменитого романа. И Баррэ попал в роль очень точно.
Дело в том, что та экранизация снималась куда как ближе к тексту книги и куда лучше передавала ее дух, в отличие от советской пародии Юнгвальда-Хилькевича. Вот и Д`Артаньян там был куда настоящее, точнее и интереснее.
Да, Баррэ старше своего героя. Ну так знаете, Боярский тоже снимался в роли Д`Артаньяна тоже совсем не юношей и когда почти что тридцатилетний мужик поет
«Ах, много, сударь, много! Восемнадцать!»
это ничего, кроме смеха не вызывает.
Да и хитрая гасконская улыбочка тридцатилетнего Баррэ куда как лучше подходит образу ловкого гасконца, чем радостный оскал Боярского.
Кстати, интересно, что ни Боярский, ни Баррэ поначалу не должны были играть Д`Артаньяна. Первого звали на роль Рошфора, второго – на роль Атоса. Но потом все поменялось.
В результате Боярский стал вечным Д`Артаньяном на одной шестой части суши. Про Баррэ у нас почти не вспоминают. Но когда включаешь то старое французско-итальянское кино, как-то даже неудобно становится. Настолько клоунадно смотрится Боярский по сравнению с настоящим мушкетером Баррэ.