Многие из тех, кто хочет сменить профессию или регулярно повышает уровень своих компетенций, имели дело с онлайн-образованием.
К сожалению сейчас эта сфера переживает не лучшие времена - появилось много желающих заработать на продаже информационного контента. Доходит до смешного - в Сети полно курсов и тренингов о том, как заработать на продаже курсов и тренингов.
Давайте разберёмся, как отличить эффективные и содержательные онлайн-курсы от очередной попытки продать низкокачественный инфопродукт.
Сказочные обещания и несбыточные фантазии
Громкие рекламные слоганы о то том, что, пройдя курсы, вы тут же станете крутым профессионалом, зарабатывающим 200... 300... 500 000 в месяц - тревожный звоночек. Сюда же можно отнести и обещания сказочной работы под пальмами на Бали, одной рукой придерживая ноутбук, а второй - стакан с холодным коктейлем.
Как правило подобный блеф с большой долей вероятности говорит о том, что на самом деле ни о каком профессиональном мастерстве речь не идёт. В лучшем случае вы прослушаете пересказ одного из учебников с азами, щедро пересыпанный мотивационными вставками.
Уровень экспертизы преподавателя
Преподаватель профессиональных курсов - это всегда эксперт-практик в данной области знаний.
Например, IT-дисциплины должен преподавать специалист с большим опытом коммерческой разработки и аккаунтом на GitHub. Скорее всего у него будет один или несколько собственных проектов.
Обучение графическому дизайну должен проводить человек с достойным портфолио на площадках типа Behance, а если цель курса - подготовка веб-дизайнеров, то в Сети должен быть не один десяток сайтов "одетых" в его дизайн.
В качестве примера могу привести онлайн-курсы, вебинары и учебные конференции, которые проводят действующие специалисты Яндекса, Mail.Ru или Epam. Кстати, многие из этих курсов бесплатные.
Если вам предлагают в качестве ментора теоретика, который не имеет серьёзного опыта практической работы, - вас точно хотят надуть.
Программа и план занятий
Реальный эффективный онлайн-курс всегда имеет календарный план, в котором расписано, какие темы и на протяжении какого времени вы будете изучать.
Если вся информация об обучении ограничивается яркой рекламой, обещаниями красивой жизни и отзывами, то с большой долей вероятности вы даром потеряете время и деньги.
Возможность обратной связи
На хорошем онлайн-курсе в обязательном порядке организована обратная связь - в идеале это общение с персональным ментором или наставником, который проверяет ваши домашние задания, отвечает на вопросы, корректирует и направляет ваше обучение.
В крайнем случае должна быть возможность задавать вопросы в общем чате или на закрытом форуме.
Без обратной связи и контроля со стороны опытного наставника ценность курса резко снижается.
Отзывы
Как правило инфобизнесмены самое пристальное внимание уделяют отзывам бывших слушателей. Причем большим количеством подобных отзывов они как раз и пытаются компенсировать недостатки образовательного момента, которые может заметить внимательный клиент.
Не дайте усыпить свою бдительность фотографиями улыбающихся людей и восторженными одами в адрес компании. Изучите досконально хотя бы пару отзывов: существует ли этот человек в реальности, попробуйте "пробить" его по социальным сетям, узнайте, если это возможно, кем он работает сейчас.
Встречаем по одёжке
Оцените сайт компании, которая предоставляет образовательные услуги. Посмотрите, есть ли возможность регистрации и личный кабинет.
Как правило серьёзные образовательные порталы имеют большой и сложный многостраничный сайт с разветвлённой структурой и отличным дизайном. Там есть много инструментов для фидбека - онлайн-чаты, форумы, часто указан физический адрес компании или другие реквизиты, есть ссылка на страницу с договором публичной офферты.
Нередко компания является сертифицированным партнёром каких-то известных брендов (Microsoft, Oracle) - это жирный плюс.
Если сайт сделан "на коленке" (а в особенности, если это одностраничный промо-сайт), на нём много фотографий из стоков, информация о самой компании туманна, нет данных о преподавателях либо они слишком общие - стоит задуматься.
Высокая цена не значит качественное образование
Инфобизнесмен должен заработать. И это его единственная цель. Причём он понимает, что сможет продать свой товар один, ну максимум два раза, а потом скорее всего его "раскусят". Поэтому такие курсы всегда будут стоить достаточно дорого.
В свою очередь занятия с настоящими специалистами могут стоить не просто дешевле, а значительно дешевле. Компании, которые серьезно и давно занимаются онлайн-образованием, развивают свои направления годами, просто актуализируя наполнение и содержание своих учебных программ, не меняя методологию, название и зачастую преподавателей. Они зарабатывают на игре в долгую.
Конечно же это не значит, что дорогие курсы - априори продукт инфобизнеса. Просто вы должны помнить, что в этой истории высокая цена далеко не всегда признак высокого качества.
И в заключении несколько слов, для тех, у кого всё в порядке с английским языком. Я настоятельно рекомендую вам включить в зону поиска такие известные и авторитетные образовательные платформы, как Coursera, Udemy, Udacity, edX, а также онлайн-курсы Гарвардского университета и MIT.
Поздно ли учиться новому в 35? А в 45?
О технарях и гуманитариях или как наш мозг нас дурачит
Эволюция аферизма. Часть 1. Тренинги личностного роста