В начале октября французские ученые показали, как парализованный пациент прошел почти 500 шагов при помощи экзоскелета, управляемого “силой мысли”. На самом деле это далеко не единственный случай, когда мы создаем из человека практически киборга.
Первый прорыв в этой области совершил испанский ученый Хосе Дельгадо еще в 1960-х. Он научился “управлять” быком, которому вживил в мозг несколько электродов. Когда бык начинал бежать на ученого, он нажимал кнопку на пульте и животное разворачивалось в другую сторону.
Мозг живых существ имеет желеобразную структуру, поэтому при любом вживлении имплант может просто смещаться в другие его области и доли. Помимо этого, датчик может быть отторгнут или обрасти клетками и перестать передавать импульсы.
Эту проблему смог решить американский невролог Фил Кеннеди, который изобрел новый метод, суть которого состояла в том, что в мозг пациента вживляли конусообразные полые стеклянные импланты, через которые проходил золотой провод. В этот конус добавляли маленький кусочек седалищного нерва, чтобы импланты прижились в тканях и закрепились на одном месте.
Кеннеди прославился в 1998 году, когда вживил в мозг парализованного пациента электроды, которые передавали сигналы на компьютер. Благодаря имплантам, полностью парализованный пациент смог водить курсором по экрану компьютера и набирать сообщения. До этого он мог общаться только моргая.
В 2014-м Фил Кеннеди решил вживить импланты в свой собственный мозг. Хирург вживил в мозг Филу три электрода, от которых на поверхность головы тянулись золотые провода. Операция прошла успешно, но несколько дней Кеннеди не мог говорить.
В октябре того же года, когда импланты вросли в мозг, Филу вживили под кожу головы передатчик для трансляции сигналов мозга. В течении следующих 2 месяцев он фиксировал активность своего мозга произнося вслух различные слова и предложения.
Ученый хотел продолжить эксперимент, но кожа на его голове никак не заживала, потому что передатчик был слишком большим. В итоге, в январе 2015 передатчик удалили. Несмотря на то, что Кеннеди не смог стать киборгом, технологии продолжают развиваться и перспективы тут весьма радужные.
В июле этого года стартап Neuralink, в который Илон Маск вложил около $100 млн, представил свои наработки в области внедрения нейроинтерфейсов.
Компания занимается разработкой технологии, которая позволит максимально быстро и безопасно имплантировать электронные интерфейсы парализованным людям, чтобы они могли управлять внешними протезами, компьютерами и смартфонами. А также Neuralink хочет подробно изучить различные неврологические заболевания, чтобы выработать новые методики их лечения. Пока испытания проводят только на крысах и приматах. Испытание технологии на людях Маск и компания запланировали на 2020 год.
Новые полимерные нити, разработанные компанией, в диаметре в 10 раз тоньше человеческого волоса. На каждой нити 32 электрода, что позволяет получать от нервной системы в десятки раз больше информации, чем могут дать аналоги.
Для имплантации чипа в мозг в компании создали робота, который вводит нити через небольшое отверстие в черепе. Искусственный интеллект помогает ему избегать повреждения сосудов при операции, чтобы уменьшить травму и ускорить выздоровление. На полное вживление интерфейса в мозг человека ему понадобится чуть больше 15 минут.
У Фила Кеннеди в 2014 году не было показаний к операции по вживлению импланта в мозг, но он решил сделать ее исключительно ради науки. А испанская танцовщица-хореограф Мун Рибас вживила себе имплант ради искусства. В ее руке находится прибор, который получает данные с сейсмографов. Когда где-то в мире происходит землетрясение, имплант посылает по телу Мун вибрации, которые она использует во время своих шоу, преобразуя их в танец.
Рибас верит в важность техноэволюции человека, которая даст нам способность дублировать навыки и органы чувств других живых организмов, чтобы “выйти за биологические рамки”.
Именно эту концепцию она продвигает вместе со своим партнером Нилом Харбиссоном, который стал известен после того, как имплантировал себе в затылок специальную антенну с камерой, чтобы “слышать” цвета.
Нил с рождения видит мир черно-белым, но несмотря на болезнь, он поступил в Дарингтонский колледж искусств в Англии. Для учебы ему нужно было как-то адаптироваться и он предложил своему знакомому кибернетику Адаму Монтандону создать прибор, который бы решил его проблему.
У Нила не работал отдел мозга, отвечающий за зрительное восприятие, поэтому Монтандон создал для него программу, преобразующую световые сигналы в звуковые. Позднее Нил и Адам доработали программу и превратили её в систему, где камера получала визуальную информацию, которая трансформировалась и попадала в отдел мозга, отвечающий за обработку звуков. И каждый цвет стал для Нила звуком.
Рибас и Харбиссон хотят сделать киборгизацию более обыденной и доступной и они убеждены, что использование технологий исключительно как инструмента отдаляет нас от природы и друг от друга.
Если энтузиасты становятся киборгами все-таки по своей воле, то многие другие люди вынуждены таким способом бороться со своими физическими ограничениями, поэтому сотни тысяч людей в мире используют бионические протезы конечностей. Сейчас это уже не только косметическое подобие руки или ноги, а целая функциональная система механизмов, с помощью которой можно делать практически все то же самое, что и биологической конечностью.
Первую коммерческую бионическую ногу выпустила исландская Össur в 2011 году. Позже новые модели оснастили модернизированным коленом с микропроцессорным управлением, которое автоматически подстраивается под особенности ходьбы владельца и модифицировали бионическую лодыжку, которая адаптируется под условия местности.
Первую коммерческую модель бионической руки i-limb создали в британской компании Touch Bionics, которую несколько лет назад купила все та же Össur. Каждый палец на руке i-limb выдерживает до 25 кг и может двигаться отдельно, благодаря чему можно взаимодействовать с мелкими предметами. Протез фиксируется на культе, к которой подсоединяются два электрода. Когда человек хочет привести протез в движение, он посылает мышцам сигнал, электроды на руке его принимают и приводят конечность в движение.
И это лишь малая часть доказательств того, что будущее уже здесь. Очевидно, что уже в ближайшем десятилетии людей не будут так пугать неизлечимые неврологические болезни или физические травмы, а вживление в мозг импланта будет не сложнее операции по коррекции зрения. Не исключено, что на смену модному нынче биохакингу придет киберхакинг и путь нашей эволюции навсегда изменится или, по крайней мере, станут неактуальными многие наши физические проблемы.