Не будем останавливаться и продолжим рассматривать любопытные иллюстрации из древних манускриптов.
1. Сивилла
Сивиллы — древнегреческие прорицательницы, которые имели редкую особенность — периодически в исступлённой манере предсказывать людям будущее, обычно различные катаклизмы и бедствия. Позднее предания о сивиллах получили распространение и в европейской средневековой культуре, так как их апокалиптические пророчества прекрасно вписывались в христианское восприятие мира. Некоторые из их древних предсказаний ряд богословов стали истолковывать как обличение язычества и предзнаменование пришествия Иисуса Христа.
Легенды о сивиллах в своё время дошли и до России. В XVII веке было даже издано целое произведение, посвящённое исключительно этим пророчицам, — «Книга о сивиллах, колика быша и кими имены, и о предречении их». Это издание сопровождалось красивыми иллюстрациями, выполненными в европейском барочном стиле. На них античные ведуньи предстают в образе миловидных барышень, одетых по современной моде.
А вот эту миниатюру можно найти в другой книге о сивиллах, уже XVIII века. И этот образ представлен в гораздо более аутентичном ключе: волосы вещуньи сильно взъерошены, её взгляд отдаёт бесовщиной. В город она входит с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки. Её могучее тело несколько раз обернуто в старую потрёпанную хламиду. На ногах абсолютно ничего нет. В руках молодая женщина держит ягнёнка.
2. Девица Горгония
В Древней Руси большой популярностью пользовался перевод греческого псевдоисторического романа о приключениях Александра Македонского, известный под названием «Александрия». Реальная история в этом сочинении отодвинута на второй план. Главная роль в нём отводится описанию различных волшебных и фантастических эпизодов из жизни великого полководца.
Так вот, в одной из редакций этого произведения рассказывается о том, как Александр во время своего путешествия в восточные земли повстречал «девицу, нарицаемую Горгонией». У этой девицы был непростой нрав: когда ей хотелось совокупляться, она, подобно сирене, начинала зазывать к себе всех близлежащих существ — людей, животных и птиц. И всё бы ничего, только всё живое мгновенно умирало только от одного её взгляда.
И вот эта самая Горгония вздумала дико возжелать Александра и стала, значит, заманивать его к себе. Царь очень испугался и решил отправить к ней вместо себя одного волхва. Облачил его в свои одежды, возложил на него корону, дал ему меч — и послал его на верную гибель. Однако волхв смышлёный оказался: пообещал Горгонии разделить с ней ложе, только если она свою голову спрячет. Наивная девица согласилась, спрятала её каким-то образом (наверно, пакет на себя натянула или что-то вроде того). А волхв, не будь дурак, взял меч и голову-то сразу ей и отрубил. Александр сохранил этот обрубок в качестве трофея (позднее он его использует, чтобы расправиться с телорогами).
В старинных русских миниатюрах изображали Горгонию по-разному: иногда как обычную девушку, только с волосами-змеями и конским хвостом, иногда как на рисунке выше (XIX век), в виде кентавра. Что примечательно, здесь девица наряжена ещё и в седло. Кто же её объезжал, интересно...
3. Пытки соловецких монахов
В конце XVII века монахи Соловецкого монастыря решили в открытую воспротивиться церковной реформе Никона. Отказ обители принимать нововведения был резко встречен правительством. Для усмирения несогласных было послано царское войско. Монахи показали, что готовы защищать свои убеждения, в том числе и с помощью пушек. Началась осада, которая закончилась только через долгие восемь лет взятием крепости и подавлением мятежа.
На рубеже XVIII-XIX веков группой старообрядцев по мотивам этих событий было составлено литературное произведение, повествующее о жизни соловецких иноков и их вооружённом сопротивлении церковным преобразованиям. На многочисленных миниатюрах этой рукописи среди прочего изображены очень выразительные сцены мучений и истязаний монахов.
Другие статьи рубрики:
13 часть
15 часть