Найти тему
Большой музей

5 феминистских картин русского искусства

По просьбе «Большого музея» российские феминистки и активистки выбрали произведения русской живописи и графики разных лет, отражающие современные гендерные проблемы, а искусствовед Надя Плунгян рассказала, как менялся женский образ в искусстве в XIX и XX веках.

Александр Самохвалов. «После кросса», 1934–1935 годы. Русский музей: виртуальный филиал
Александр Самохвалов. «После кросса», 1934–1935 годы. Русский музей: виртуальный филиал
-2

Оксана Васякина

поэтесса, куратор литературных образовательных проектов

Я вижу здесь космический лик с раскопок в Помпеях. Эти бархатные манящие глаза, засасывающий взгляд. А теперь плавно смотрите вниз — от головы к телу. Обратите внимание: цвет лица отличается от цвета тела, голова как будто прилеплена к нему. Затем вглядитесь в границу между телом и фоном: граница еле различима. Эта женщина и её прекрасное тело — всего лишь часть стены. Туника, которую художник ловко замаскировал под хлопковое полотенце, снова отсылает нас к эротическим помпейским фрескам. Даже простое движение — героиня всего лишь вытирает спину — приобретает эротический оттенок. Она здесь для того, чтобы усладить взгляд смотрящего, но не чтобы действовать, — её тело ей не принадлежит.

Александр Дейнека. «На женском собрании», 1937 год. Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Александр Дейнека. «На женском собрании», 1937 год. Челябинский государственный музей изобразительных искусств
-4

Татьяна Никонова

секс-блогер, журналистка

Картина «На женском собрании» Александра Дейнеки не очень широко известна — возможно, потому, что хранится в Челябинской областной картинной галерее. Она изображает самых разных женщин, собравшихся в колонном зале в ожидании чьего-то выступления. Среди них есть и нарядные горожанки, в том числе коротко остриженные, и деревенские работницы. Но главное, что их объединяет, — уверенный вид, отсутствие робости. Они излучают энергию, а некоторые даже властность.

Не могу утверждать, что Дейнека действительно увидел их такими. Возможно, он руководствовался исключительно пропагандистской идеей о сильной советской женщине — в то время как к настоящей власти и управлению страной в СССР женщин все равно не подпускали. В любом случае художник показывает героинь, которые твердо стоят на ногах, имеют собственные устремления, а ещё готовы не только блюсти собственные интересы, но и сотрудничать с другими женщинами.

Варвара Степанова. «Костюм сегодняшнего дня». Журнал «Леф» №2, 1923 год
Варвара Степанова. «Костюм сегодняшнего дня». Журнал «Леф» №2, 1923 год
-6

Белла Рапопорт

активистка, журналистка, исследовательница

Не знаю, насколько уместно называть феминистскими явления, которые не обозначались этим словом во время своего появления, однако для меня возникшие после Октябрьской революции 1917 года и просуществовавшие какое-то время после нее художественные направления выглядят вполне себе феминистскими. И потому, что в тот период, как никогда до и после него, в подписях под картинами и другими произведениями появилось огромное количество женских фамилий (и еще еврейских — для меня это персонально важный аспект), и потому, что все зазвучало, заиграло по-новому: более свободно, открыто, с надеждой на изменения, ближе к повседневности (а жизнь женщин всегда и оставалась на уровне повседневности — они создавали, поддерживали и воплощали её).

Как большая модница и любительница всего яркого и живого я очень уважаю творчество Варвары Степановой. Мне интересно разглядывать и придуманные ей принты на тканях, и эскизы одежды — сочные, графичные. Отдельно важно, что эта одежда задумывалась удобной и просторной, не сковывающей движений, изменяющей представления о хрупкой скромной женственности.

Илья Репин. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году», 1879 год. Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году», 1879 год. Государственная Третьяковская галерея
-8

Анастасия Красильникова

журналистка, создательница телеграм-канала «Дочь разбойника»

Софья — сводная сестра Петра I. Она пыталась отстранить его от власти. Пётр за это заточил ее в монастырь, а под окнами монастыря повесил её сторонников (одного из повешенных можно увидеть на картине за окном, и, судя по названию картины, труп висит там уже год). Внешний вид Софьи — это фантазия Репина, основанная на нескольких словесных портретах, а вот труп у окна — по всей видимости, достоверный исторический факт. Глаза у царевны совершенно безумные: я вижу в них запредельную ярость и отчаяние. На картине изображена женщина, которая попыталась занять позицию власти в патриархальном мире, а патриархальный мир её за это наказал — с изощрённой жестокостью.

Варвара Терещенко. GIRLS, 2013–2014 годы
Варвара Терещенко. GIRLS, 2013–2014 годы
-10

Лёля Нордик

художница, диджей, активистка

На картине Girls Варвары Терещенко мы видим 11 тел женщин, погибших от насилия в разные исторические эпохи при разных обстоятельствах — от периода охоты на ведьм и Второй мировой войны до наших дней. Эту картину показывали на выставке «Обыкновенные мученицы» в Москве, и какое-то время я по ошибке думала, что название картины — тоже «Обыкновенные мученицы». Возможно, потому, что среди прочих здесь изображена святая великомученица Варвара, убитая собственным отцом.

То, что мы видим изувеченное тело святой рядом с обычными женщинами, — важная и сильная деталь. Героини картины — такие же мученицы, как сотни тысяч других женщин и девочек, погибавших и продолжающих ежедневно погибать от патриархальной жестокости. Надо отметить, что в живописи Терещенко нет и не может быть места неуместным эстетизации, сексуализации и романтизации насилия, которые часто можно увидеть в работах мужчин-художников. Girls, как и другие картины Варвары, — это прямая критика сексизма в целом и гендерного насилия в частности.

-11

Как менялся образ женщины в русской живописи — в полной версии материала.