5 июля 1942 года подводная лодка К-21 под командой Николая Лунина вышла в атаку на эскадру нацистских кораблей во главе с гордостью Кригсмарине - линкором «Тирпиц». За семьдесят минувших с тех пор лет в этой истории, увы, не прибавилось ясности. Пересмотр истории, тем более – событий Великой Отечественной войны, дело неблагодарное. Но отыскать истину, пусть горькую и, порой, жестокую – важно. От этого подвиг наших предков становится более значимым.
Из котельщика в старпомы
Николай Лунин родился 21 августа 1907 года в Одессе в семье матроса. Еще до революции Лунины перебрались в Мариуполь – тамошний порт бурно строился вместе с местными заводами, работы было много. Но и на новом месте им жилось трудно. Десятилетний Коля идет на опасную и тяжелую работу – чистильщиком котлов на зимующих паровых судах. Взрослому не пролезть внутрь машины, вот и приходилось нанимать для ее чистки пацанов, которых, конечно, никто не жалел. Был случай, когда одного паренька намеренно сожгли в котле – судно срочно снималось с якоря, чтобы заполучить выгодный фрахт, да и капитану не хотелось терять премию из-за простоя.
Лунину повезло – он быстро рос, раздался в плечах. Его сделали сначала юнгой, а потом матросом. С тех пор судьба мариупольского паренька была связана с морем. Только в 1930-м, после окончания Ростовского рыбмортехникума, он немного служил на сухопутье – шифровальщиком в штабе Северокавказского военного округа. Еще перед армией Лунин успел поработать вторым помошником капитана парусной шхуны «Вега», а потом - плавал старпомом на танкерах «Грознефть», «Советская нефть» и «Азнефть». К слову, «Грознефть» (переоборудованный царский линейный крейсер «Адмирал Спиридов») встретил войну в городе его детства - Мариуполе, достался немцам и использовался ими как бункеровщик.
Командир счастливой «Щуки»
В 1935-м Лунина вызвали в партком Черноморского пароходства и вручили направление в Учебный отряд подводного плавания им. Кирова. Спустя два года он с лейтенантскими нашивками на кителе ступил на палубу лодки «Щ-314» Балтийского флота в качестве помошника командира. В марте 1938-го переводится на североморскую «щуку» - «Щ-404». Еще не успев освоиться на новом месте, старпом Лунин был арестован по доносу. До ноября 1939 года молодой офицер, находясь в тюрьме, ходил на унизительные допросы, отвечая на вопросы следователей из НКВД, которые не нашли в его действиях или прошлом ничего криминального. Накануне войны Николай Лунин уже командовал лодкой «Щ-421» на Северном флоте.
С началом Великой Отечественной, лунинская «щука» активно действует на коммуникациях противника, но потопленными судами похвастаться не могла. Николай Александрович вспоминал: «Из первого боевого похода возвратились без успеха. Сказалось неумение воевать по-настоящему, как результат формальной подготовки в мирное время». Правильные выводы были сделаны, и уже к марту 1942 года Лунин потопил 7 вражеских кораблей. Капитана 3 ранга представили к званию Героя Советского Союза. Тогда же он был назначен командиром большой крейсерской лодки, ставшей легендарной – «К-21». Первое впечатление от нового корабля – бардак. Дисциплина низкая, приказы исполняются вяло, без «огонька», о неисправности торпеды докладывать не спешат… С таким экипажем много не навоюешь, а бездарно погибнуть – пара пустяков. Организаторский талант Лунина сделал свое дело – летом 1942-го «К-21» выходила в море с настоящим боевым экипажем, на лодке все работало безукоризненно – и люди, и механизмы.
Операция «Rosselsprung»
Начало июля 1942-го. Немцы вышли к Дону, после длительной осады пал Севастополь, сражается, зажатый в кольце блокады, Ленинград. На фронте катастрофически не хватает техники и боеприпасов – эвакуированные на Урал оборонные предприятия только развертывали производство. В полярный Мурманск прибывали ленд-лизовские конвои союзников – груженые танками и цветными металлами, самолетами и сукном, высокооктановым бензином и тушенкой корабли. К началу весны 1942 года из 93 судов, отправленных в СССР, до цели добрались все, за исключением одного, потопленного немецкой подлодкой. Когда на севере оказался нацистский супер-линкор «Тирпиц» и конвои PQ-12 и QP-8 едва избежали встречи с ним, дело, как говорится, «запахло керосином». Англичане запаниковали, ведь для потопления его систершипа «Бисмарка» пришлось задействовать почти весь королевский флот.
26 июня 1942 года из исландского Хваль-фиорда вышел конвой PQ-17 в составе 36 транспортов, в том числе советских – танкеров «Азербайджан» и «Донбасс». Для его перехвата немецкое командование разработало операцию «Россельшпрунг» - «Ход конем». В роли «коня» выступал линкор «Тирпиц» с солидным эскортом из тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», а так же 7 эсминцев и 2 миноносцев. Два дня спустя лодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Николая Лунина заняла исходный район для перекрытия выходов из Альтен-фиорда. Ранним утром 5 июля К-21 получила радиограмму о выходе в море немецкой эскадры. Лунин приказал лечь на курс сближения с противником.
В прицеле – «Тирпиц»
В половине пятого вечера, когда К-21 шла на глубине 20 метров, акустик доложил о шумах по пеленгу 212 градусов. Линзы поднятого перископа проецировали лишь изломанный волнами горизонт – до немецкой эскадры было слишком далеко. Море дышало легкой зыбью – не более 2-3 баллов. Видимость была отличной, что огорчило командира – в такую погоду, да еще при волне без пены, перископ с белым «барашком» буруна издалека заметит любой сигнальщик. Лунин еще дважды поднимал перископ, пока в перекрестье прицельной шкалы не возникли две узкие тени. Уже вычисляя торпедный треугольник для атаки на концевой немецкий миноносец, он увидел над горизонтом черточки мачт крупных кораблей – это были «Тирпиц», «Шеер» и «Хиппер», идущие противоторпедным зигзагом. Над эскадрой летал гидросамолет, опознанный Луниным как Ar-196. Атаковать в таких условиях было верхом смелости, но командир К-21 приказал лечь на боевой курс.
Спустя час, всплыв под перископ, Лунин увидел, что немцы повернули влево и идут в кильватере. Самое время для торпедного залпа! Когда на карту легли карандашные линии курсового угла атаки, эскадра вдруг ушла вправо – все расчеты насмарку. К-21 нырнула и снизила скорость. Когда через семь минут перископ вновь показался на поверхности, корабли немцев были как на ладони, лодка шла внутри строя эскадры. Готовыми к залпу оказались кормовые торпедные аппараты (кроме аппарата № 8, в котором торпеда травила воздух). «Тирпиц» маячил где-то в 17 кабельтовых (около 15 км) – далековато для атаки, однако, в 18 часов 1 минуту 30 секунд 4 торпеды устремились к цели.
Попадание, которого… не было
Общеизвестно, что спустя 2 минуты 15 секунд после 4-х торпедного залпа по линкору «Тирпиц», на К-21 зафиксировали два взрыва, а позже – продолжительный раскатистый взрыв, через пол часа после атаки– такой же, а еще через 6 минут – еще один. Это было около восьми вечера 5 июля. Подвергшись атаке советской подлодки, эскадра тут же ушла в базу. На самом деле все обстояло несколько иначе, - точнее совсем по-другому.
Командование решило прервать операцию против конвоя PQ-17 только в 21 час 50 минут, причем на кораблях при этом не фиксировали ни присутствия русской подлодки, ни ее торпедной атаки и, тем более – серию взрывов. Об этом красноречиво свидетельствует вахтенный журнал и журнал боевых действий «Тирпица». Однако можно предположить, что запись об атаке Лунина находилась в приложении к журналу, куда немцы заносили боевые донесения. Или записи вовсе не велись, дабы не компрометировать командование флота перед фюрером. Возможно, но как тогда объяснить, что после попадания торпед эскадра, не меняя курс еще долго шла в направлении английского конвоя?
Операция «Ход конем» была прервана, когда немцы перехватили сообщения Лунина об атаке на их эскадру (радист К-21 был 20 минут в эфире и только после 3-й квитанции получил ответ) и самолета-разведчика ДБ-3Ф, дважды пролетевшего над «Тирпицем» спустя полтора часа после атаки К-21 (радиограмма с ДБ-3Ф транслировалась даже по английской сети). По другим данным советская авиация в тот день вообще не летала, а немцев обнаружила английская «Каталина» из 210-й эскадрильи, вылетевшая из нашей Ваенги. Ключевой момент сообщения пилотов – снижение скорости эскадры до 10 узлов (перед атакой – 24 узла). Если попадание торпед в «Тирпиц» все же было, вот оно – доказательство успешной атаки. Но, увы, не все так просто.
Самое важное в этой истории - результаты обследования корпуса «Тирпица» в августе 1945 года комиссией Северного флота, которая, кроме характерных повреждений от английских 5-тонных супер-бомб, уничтоживших линкор, не обнаружила даже следов попадания торпед или ремонта днища. До недавнего времени отчет комиссии был засекречен. Что же произошло в тот день, 5 июля 1942 г.?
Только версии
Выпущенные К-21 торпеды могли взорваться в кильватерной струе «Тирпица» и одного из эсминцев, который был «контужен». Вероятно, им мог быть Z-24, ставший на ремонт сразу после операции (факт). Так же торпеды могли взорваться в параванах кораблей, что, наряду с возможными взрывами торпед в кильватерной струе, было воспринято немцами, как подрыв дрейфующих мин. Снижение скорости эскадры, замеченное нашим ДБ-3Ф, возможно, связано со взрывами торпед рядом с кораблями. Это косвенно подтверждает поломка одной турбины «Тирпица» спустя 30 минут после атаки Лунина.
К-21 стреляла по «Тирпицу» торпедами «53-38» с глубиной хода 2 метра. Если торпеды не попали в цель, то они бы утонули с дифферентом на нос и ударились о скальный грунт на глубине 200-300 метров, после чего, возможно, взорвались. Торпеды могли и просто не дойти до линкора по нескольким причинам: производственный дефект - травление донышек воздушных резервуаров, снижающее дальность хода; сильное волнение (2-3 балла) при котором высота волны равняется заглублению торпеды, что уводит ее от цели. При донном взрыве надводные корабли тех лет могли не зафиксировать его, ведь при скорости выше 12 узлов «глохли» шумопеленгаторы, а работе гидроакустической станции мешали другие корабли эскадры, идущие строем фронта перед линкором.
Герой остается героем
Николай Лунин воевал до начала 1944 года, а потом был откомандирован на учебу в Военно-морскую Академию им. Ворошилова. После войны командовал соединениями подводных лодок, плавал капитаном-наставником. За два дня до смерти друзья принесли контр-адмиралу Лунину роман Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», опубликованный в журнале «Звезда», где атака на «Тирпиц» описывалась, как успешная. Николай Александрович только прослезился и ничего не ответил, узнав о версии Пикуля. Только захотел встретиться с ним: «… про мою К-21 только один писатель написал так правдиво, честно и по-морски, что я не мог читать без слез, а вы ребята, сами ведь знаете, что я не из слезливых людей…».
Пикуль, воевавший юнгой на Северном флоте, в «Реквиеме» сотворил немало мифов, что нисколько не умаляет его талант писателя. Один из них – казнь отца подводника в оккупированном Ростове-на-Дону якобы после сообщения ТАСС об успешной атаке К-21 на «Тирпиц». Сам Лунин в послевоенной автобиографии говорил, что отец умер в 1942 году в Мариуполе, но тут же противоречил себе, сообщая, будто никто из родных не находился на оккупированной территории.
Н.А. Лунин ушел из жизни 17 ноября 1970 года и был похоронен на Богословском кладбище Петербурга.